Владимирская икона Богородицы — национальное достояние России

Владимирская икона

История написания иконы

Многими святынями богата Русская Земля, но есть величайшее сокровище, выше которого нет – Владимирская икона Божией Матери. Автором этого чудного образа является, по преданию, апостол и евангелист Лука.

Апостол Лука — один из семидесяти апостолов Христа и сподвижник первоверховного апостола Павла, автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Кроме того, апостол Лука – гениальный иконописец, благодаря которому мы имеем первые изображения святых ликов Пресвятой Богородицы и Господа нашего Иисуса Христа, ставших каноническими.

Рукой апостола Луки, лично видевшего Господа и Его Пречистую Матерь, написан образ Пресвятой Богородицы. Взглянув на него, Божия Матерь произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Лука пишет икону Богородицы
Апостол Лука пишет икону Богородицы

По преданию икона Владимирская икона, как она впоследствии стала называться, была написана на доске обеденного стола, за которым трапезничало Святое Семейство.

Как Владимирская икона Богородицы попала на Русь

Икона эта до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В XII веке (в 1131 году) константинопольский патриарх Лука Хризоверг прислал в дар Великому Киевскому князю Юрию Долгорукому список (копию) Владимирской иконы Божией Матери.

икона - Богоматерь Владимирская
Икона Божией Матери Владимирская

Юрий Долгорукий поместил икону в Вышгородском девичьем монастыре. Древняя Русь восприняла православие от Византии, поэтому Владимирская икона стала своего рода символом восприятия Истины. С этого момента история Руси соединена с историей чудотворной иконы.

Когда икона стала называться Владимирской

Село Вышгород досталось в удел сыну Юрия Долгорукого Андрею Боголюбскому. Однако, князь Андрей мечтал вернуться в места своего рождения, то есть на Ростово-Суздальскую землю и основать там во Владимире новую столицу Северо-Восточной Руси.

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Такое ответственное дело нельзя было начинать без помощи свыше. Поэтому князь Андрей, будучи человеком благочестивым, решил заручиться помощью Божией Матери.

В это время до князя дошёл слух, что икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в Вышгородском девичьем монастыре, трижды сама сходила с места. Это чудо было принято князем Андреем как знак того, что Богородица определила для Своего образа другое место. Поэтому Андрей Боголюбский решил забрать чудотворную икону с собой,  сделав Пресвятую Богородицу Заступницей и Покровительницей Северо-Восточной Руси.

Было это в 1155 году. Помолившись перед иконой Пресвятой Богородицы, Андрей Боголюбский тайно вывез её из Вышгородского монастыря и отправился в Ростово-Суздальские земли, забрав с собой клир монастыря: священника и дьяка с их женами. Сначала они направились во Владимир из Киева по Днепру, поднялись почти до его истоков, а отсюда направились κ реке Вазузе и далее κ верховью Москва-реки, чтобы мимо Москвы достигнуть реки Клязьмы, текущей κ Владимиру. Такой сложный путь был выбран князем во избежание погони. В пути совершались молебны перед иконой Богородицы, а также записывались чудеса, источаемые иконой.

Так родилось «Сказание о чюдесех пречистыя Богородица Володимирьскои иконы», которое легло в основу почитания Богоматери во Владимире — новой столице Северо-Восточной Руси.

Впервые о Владимирской иконе Божией Матери мы находим упоминание в «Лаврентьевской летописи», которая повествует нам о том, что в 1155 году сын князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, желая основать княжеский престол в северных русских землях, «ушел  Андрей  из Киева от  отца своего в Суздаль и принес икону святой Богородицы, которую привезли из Царьграда и вковал в нее более тридцати гривен золота, не считая серебра, и камней драгоценных, и жемчуга, и, украсив ее, поставил ее в церкви своей во Владимире».

Лаврентьевская летопись
Лаврентьевская летопись

Андрей Боголюбский повелел построить во Владимире златоглавый храм Успения Пресвятой Богородицы. Собор был возведён в 1158-1160 годах на высоком берегу реки Клязьмы. В этот прекрасный собор, как в драгоценный ковчег, и поместил князь Андрей привезённую икону.

Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире

С этого времени икона Пресвятой Богородицы получила название Владимирской.

Главные события, связанные с  иконой

Владимирская икона Божией Матери в течение двух веков находилась во Владимире и прославилась множеством чудотворений. В бесчисленных списках разошлась она по всей Русской Земле и стала величайшей святыней, не раз спасавшей страну от бед и напастей.

Владимирская Богоматерь Андрея Рублёва
Владимирская Богоматерь Андрея Рублёва

Многие события на Руси были связаны с этой иконой. В память некоторых из этих событий Русской Православной Церковью установлены дни почитания Владимирской иконы Божией Матери: 21 мая (3 июня) – в память избавления от Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня (6 июля) – в память избавления от Ахмата в 1480 году; 26 августа (8 сентября) – в память сретения Владимирской иконы в Москве и избавления от Тамерлана в 1395 году.

Владимирская икона в Москве

Начиная с 1395 года, история Владимирской иконы Пресвятой Богородицы связана уже с Москвой, куда она была принесена для защиты от нашествия Тамерлана. В память об этом событии на месте встречи москвичами Владимирской иконы был сооружён Сретенский монастырь во славу своей Спасительницы.

С этих пор Владимирская икона неоднократно переносилась из Москвы во Владимир, из Владимира в Москву. И Только в конце 15 века она окончательно обосновалась в Успенском соборе Московского Кремля.

Успенский собор Московского Кремля

Однако революция 1917 года круто изменила курс нашей страны: из православной она сделалась атеистической. Изменилась и судьба Владимирской иконы: в 1918 году она была отдана на реставрацию, после которой уже не вернулась в Успенский собор. В 1926 году Владимирская икона была помещена в Государственный исторический музей, а в 1930 году передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея

Но Бог поругаем не бывает: благодаря усилиям русской Православной церкви в сентябре 1999 года Владимирская икона Пресвятой Богородицы была перенесена в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в XVII веке. В 1929 году храм был закрыт и передан галерее под складское помещение.  В начале 1990-х годов он был реставрирован, а в 1993 году в были нем возобновлены богослужения.

Никола в Толмачах, являясь действующим храмом, сохраняет и музейный статус. В нем хранятся две великие православные святыни: Владимирская икона Божией Матери и Святая Троица преподобного Андрея Рублева.

Владимирская икона в храме Николая в Толмачах
Владимирская икона в храме-музее св.Николая в Толмачах

Православная святыня снова доступна для народного поклонения и почитания. Снова могут припасть верующие с мольбой к Пресвятой Богородице и принести Её свои беды и печали. Никто не уйдёт от Неё неутешенным.

Величайший шедевр мировой живописи

По своему духовному и художественному наполнению лики Богоматери и Богомладенца превосходят всё ранее дошедшее до нас из византийской живописи.  Это живой образ Богоматери с Младенцем Иисусом, живое воплощение Любви, для которой единственный закон – жалость и сострадание. Глубокий и скорбный взгляд Богородицы, устремлённый на нас, молит пощадить Её Сына, который приносит Себя в жертву за наши грехи. А как трогательна стопочка Богомладенца! Такая имеется только на Владимирской иконе.

Из летописей известно, что Владимирская икона поновлялась в XIII, XV, XVI веках. А в XVIII веке Владимирскую икону Богородицы переписали заново.

Как подходят для этого случая строки стихотворения А.С.Пушкина «Возрождение»:

«Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

 

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой…»

К сожалению, ни Александр Сергеевич, ни другие наши славные соотечественники, жившие в 19 веке, не видели ликов Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и Богомладенца в их первоначальном совершенстве.

Ведь только в 1919 году Владимирская икона Божией Матери была расчищена. При этом выяснилось, что подлинными остались только лики, но ведь это главное.

В XIII веке было изменено положение кисти руки Богородицы: первоначально Она крепко обнимала Богомладенца, а теперь только касается Его хитона. Фигуры были переписаны ещё в XVI веке. Но и в таком виде икона была признана мировым шедевром.

По своей композиции Владимирская икона Божией Матери построена по типу икон Божией Матери «Милующая» или «Умиление». Она производит на зрителей огромное эмоциональное впечатление, скорее даже — потрясение.

Молитвы Пресвятой Богородице перед Её иконой «Владимирская»

Тропарь , глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак , глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

3+

Один ответ на “Владимирская икона Богородицы — национальное достояние России”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *