Содержание
Евангельская история о входе Господа в Иерусалим
После чудесного воскрешения Лазаря многие из иудеев поверили, что Иисус – обещанный Мессия, Сын Божий, Царь Израилев. Весть о чуде дошла до фарисеев и первосвященников, которые, посовещавшись, решили, что пока не поздно, пока весь народ не уверовал в Иисуса и не сделал Его Царём, нужно лишить Его жизни.
Приближался праздник пасхи. Поэтому Иисус принял решение идти в Иерусалим. Скоро Он войдёт в священный город. Совсем близко Вход Господень в Иерусалим. Последуем и мы за Господом и Его учениками.
Путь на смерть

Кроме двенадцати учеников за Иисусом, как всегда, следует толпа. Отозвав апостолов, Иисус говорит им, что Он будет предан в руки первосвященников и осуждён на смерть через распятие на кресте, и в третий день воскреснет.

Ученики Иисуса понимают, что Он идёт на верную смерть, поэтому следуют за Ним со страхом и унынием.
Однако, многие из сопровождающих Иисуса думают, что Иисус идёт в Иерусалим, чтобы провозгласить Себя Царём Израилевым. Все жаждут чуда.
В пути Господь продолжает наставлять своих учеников, открывает им духовные законы. На подходе к Иерихону Господь исцеляет слепого. В Иерихоне обращает от греха мытаря Закхея.
Иисус с учениками в доме Лазаря
Иисус и апостолы поднимаются по ущелью от Иерихона к Вифании.
За шесть дней до пасхи Иисус снова приходит в дом воскрешённого Им Лазаря. Именно за чудом воскрешения Лазаря последует оглушительное всенародное признание, которым будет окружён Вход Господень в Иерусалим.
За ужином сестра Лазаря Мария возливает на ноги Иисуса драгоценное миро и отирает своими волосами. Этот акт любви вызывает недовольство Иуды Искариота, возмущённого пустой тратой денег. Однако, Иисус говорит, что Мария сберегла это миро на день Его погребения, давая понять, что знает о близкой смерти и о том, что Иуда предаст Его в руки убийц.
Пока Иисус находится в Вифании, многие из сопровождающих Его уже дошли до Иерусалима (от Вифании до Иерусалима 3 км) и сообщили о том, что Иисус идёт на праздник пасхи.
Из Вифании Господь с учениками по каменным ступеням узкой дороги поднимаются в Вифагию. Иисус хочет торжественно вступить в Иерусалим, чтобы показать, что Он и есть истинный Христос Царь и идёт на смерть сознательно. А также затем, чтобы Его враги не могли потом сказать, что Он скрывал Своё мессианское достоинство.
Христос едет в Иерусалим на ослике
Христос должен быть узнан людьми, поэтому Он часто действует во исполнение пророчеств Священного Писания. Вот и теперь Он собирается исполнить пророчество о том, что в Иерусалим войдёт кроткий Царь. Поэтому, подойдя к Вифагии, Он посылает двух учеников, чтобы Ему привели не коня, а молодого необъезженного ослика.

Этот день на Святой Земле тёплый и солнечный. Весна украсила землю множеством цветов.
Вечнозелёные пальмы стоят, развесив свои роскошные опахала.
Это в России природа ещё спит. И только вербы выбросили наружу свои пушистые цветы – первые вестники тепла.

Вифания и Вифагия находятся на восточном склоне Масличной (Елеонской) горы, обращённом к пустыне. Чтобы попасть оттуда в Иерусалим, нужно подняться на гребень Елеонской (Масличной) горы, а потом спуститься по западному её склону и перейти через поток Кедрон.

Западный склон Масличной горы покрыт оливковыми деревьями— это та самая Гефсимания, о которой мы знаем из Евангелия. Здесь Господь молился, здесь будет предан в руки убийц.

Плач об Иерусалиме
А Господь едет в Иерусалим на скромном ослике. Вот он на вершине Елеона, откуда перед Ним открывается панорама Иерусалима.

Вниз ведут высеченные в камне ступени (и древние оливы, и ступени частично сохранились до нашего времени). Господь останавливается и смотрит на город. Иерусалим лежит перед Ним во всём своём великолепии. Золотая черепица храма горит на солнце. Вокруг города раскинулись разноцветные шатры паломников, прибывших в Иерусалим на праздник пасхи. Людей так много, что город не может вместить всех желающих.

А Господь смотрит на Иерусалим и не может сдержать слёз, как будто уже видит его разрушенным до основания:
Вход Господень в Иерусалим через Золотые ворота

Господь спускается с горы и направляется к Золотым воротам города. Именно через эти ворота согласно пророчеству должен был войти в Иерусалим Мессия. Около Золотых ворот уже собралась огромная толпа с пальмовыми ветвями в руках. Кстати, слово «паломник» означает «несущий пальмовую ветвь». Пальма – символ ликования.
Толпа приветствует Иисуса как своего Царя, постилает Ему под ноги одежды и бросает пальмовые ветви. Раздаются крики:
Но Господь печален, ведь Ему известно, что те же люди через пять дней будут кричать: «Распни Его!». Господь видит будущее города, в который вошёл, как Царь.
В настоящее время в Праздник Входа Господня в Иерусалим паломники входят в город не через Золотые, а через Львиные ворота, потому что во времена средневековья при мусульманах Золотые ворота были запечатаны навсегда. А перед воротами устроили мусульманское кладбище.

Иисус в Иерусалимском храме

Войдя в храм, Он, как и два года назад, выгоняет из храма всех продающих и покупающих, говоря:
Иисуса возмущает неблагоговейная атмосфера, царящая в храме.
Значение Иерусалимского храма в I веке просто невозможно переоценить. Иерусалимский храм – единственный храм в древнем мире, посвящённый Единому Истинному Богу, был не просто местом, куда приходили помолиться. Это было место особого присутствия Божия. Храм был Домом Божиим. Туда приходили трижды в год для совершения жертвоприношений. Молиться и читать Священное Писание можно было в любом другом месте. На территории храмового комплекса обменивалась валюта, покупались жетоны для пожертвований, продавались жертвенные животные.
В храме Его, как всегда, окружают слепые и хромые, и Иисус исцеляет их. Но становится поздно. Иисус с учениками выходит из города. Он возвращается на ночлег в Вифанию, в дом своего друга Лазаря. А завтра Он снова вернётся в священный город и будет учить в храме.
Празднование Входа Господня в Иерусалим Православной Церковью


Древние традиции празднования Входа Господня в Иерусалим

В России вплоть до 17 века существовал чин «Хождение на осляти». Патриарх на лошади торжественно шествовал по Красной площади, а вёл лошадь под уздцы сам царь. В этом действе люди как бы становились участниками евангельской истории.