Сретенский монастырь в Москве. История монастыря

Владимирский собор Сретенского монастыря

Сретенский монастырь, один из самых древних монастырей Москвы, находится в самом её центре-на левой стороне улицы Большая Лубянка, в 15 минутах ходьбы от Кремля. Он занимает территорию от Кисельного переулка до Рождественского бульвара и имеет статус ставропигиального, то есть  подчинен непосредственно святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

Несмотря на то, что Сретенский ставропигиальный мужской монастырь самый маленький из московских монастырей, он является одним из важных духовных центров Православия. При монастыре действует Сретенская духовная семинария, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, интернет-журнал «Православие.Ru», воскресная школа, просветительские курсы «Православие», издательство и магазин православной книги «Сретение».

В настоящее время численность братии монастыря составляет около полусотни человек. В монастыре служат более двух десятков священников. Кроме того, при монастыре живут две с половиной сотни семинаристов.

История московского Сретенского мужского монастыря насчитывает более шести веков, и во все времена его судьба неразрывно была связана с Владимирской иконой Божией Матери и историей Москвы.

Встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Самое памятное событие в истории Сретенского монастыря совершилось в 1395 году, когда Тамерлан совершил набег на Москву. Давайте вспомним как это было.

Войдём в монастырь со стороны улицы Большая Лубянка. Согласитесь, ничто не предвещает, что, войдя в эти неприметные ворота, мы перенесёмся в далёкое прошлое.

Собор сретения Владимирской иконы
Собор сретения Владимирской иконы
Памятная надпись
Памятная надпись

И вот мы уже не на Большой Лубянке, а на Кучковом поле, как раньше называлось это место по имени владельца окрестных земель боярина Степана Кучки.

26 августа 1395 года здесь собралась вся Москва. Москвичи во главе с митрополитом Киприаном вышли встречать чудотворную икону Пресвятой Богородицы и просить Божью Матерь о заступничестве и защите от войск непобедимого и жестокого завоевателя эмира Тимура (Тамерлана), идущих на Москву.

Встреча Владимирской иконы на Кучковом поле
Встреча Владимирской иконы на Кучковом поле

В это время великим московским князем был старший сын Димитрия Донского — Василий (I). Князь Василий со своим войском уже вышел навстречу врагу и ждал неприятеля у Коломны. А князь Владимир Храбрый, двоюродный брат и соратник Дмитрия Донского в Куликовской битве, готовил Москву к осаде.

Надежды на победу было мало, потому что силы были слишком неравны. Что можно было противопоставить грозному врагу?

В памяти народной ещё свежа была память о прежних разорениях Москвы врагами: в январе 1238 года Москва была сожжена ханом Батыем, а жители её перебиты; в августе 1382 года Москва была разорена ханом Тохтамышем, а жители также перебиты.

В Москве с тревогой следили за продвижением монгольского войска. Очевидцы рассказывали о его несметной численности, о жестокости его предводителя- «железного хромца» Тимура (Тамерлана), превосходившей свирепость Батыя. Тамерлан уже захватил Рязань и Елец и приближался к Москве.

Перед лицом новой грозной опасности князь Василий I и митрополит Киприан решили призвать на помощь не кого-нибудь, а Саму Царицу Неба и Земли – Пресвятую Богородицу. Во Владимир было послано духовенство, чтобы принести в Москву главную православную святыню Руси – Владимирскую икону Пресвятой Богородицы.

Чудотворная икона Владимирской Богоматери была для народа живым воплощением Матери Божией. Пребывая в течение двух с половиной веков во Владимире, икона прославилась множеством чудес и в бесчисленных списках разошлась по всей Руси, окружённая всеобщим почитанием.

Когда происходили описываемые события, в Москве был объявлен всенародный пост. Пост накладывали на себя во время опасности, общественных и личных бедствий. Он является внешним проявлением глубокой покаянной молитвы.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе города Владимира была совершена литургия и отслужен молебен. Затем духовенство, сопровождаемое народом и княжескими ратниками, понесли крестным ходом с великими почестями образ Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней двигался крестный ход. Неисчислимое множество людей, стоя по обеим сторонам дороги, молило: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!». Когда крестный ход приблизился к Москве, зазвонили колокола.

Чудотворную икону встречали князь Андрей Владимирович Храбрый, митрополит Киприан, великая княгиня Евдокия (в иночестве Ефросиния) и множество народа.

Возле церкви Марии Египетской на Кучковом поле перед образом Божией Матери Владимирской был отслужен молебен, а затем крестный ход двинулся далее, к городу. Икону с молитвою и пением внесли в главный московский храм — Успенский собор и установили в киоте на правой стороне.

На следующий день в Москву прискакал гонец от князя Василия Дмитриевича из Коломны с вестью, что все вражеское войско неожиданно снялось и ушло, как будто его кто-то гнал. Это Богородица вняла усердным людским мольбам и чудо совершилось: хан Тамерлан со своим многочисленным войском покинул пределы Руси.

Видение Тамерлана

Тамерлан
Тамерлан

В тот самый час, когда жители Москвы встретили икону, Тамерлану в его шатре представилось видение: он увидел большую гору, с горы спускались святители с жезлами, а над ними сиял величавый женский образ. Величавая Жена повелела ему оставить пределы Руси.

Видение Тамерлана
Видение Тамерлана

Тамерлан вопросил прорицателей о значении видения, и они ответили, что это – Матерь Божия, — Великая Защитница христиан.

Непобедимый Тамерлан устрашился и приказал вести полки обратно. Случилось это событие 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1395 года.

Войско Тамерлана покидает Русь
Войско Тамерлана покидает Русь

С тех пор 26 августа (8 сентября по новому стилю) — день встречи (по-старославянски – «сретения») Владимирской иконы Божией Матери на Кучковом поле, — празднуется православной церковью как день спасения Москвы от нашествия Тамерлана.

Основание Сретенского монастыря

Место встречи Владимирской чудотворной иконы не было забыто: в этом же году великий князь Василий Дмитриевич и его матушка великая княгиня Евдокия (преподобная Ефросиния) поставили здесь, около древней деревянной церкви Марии Египетской, деревянную же церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

А уже через два года, в 1397 году, великий князь Василий I с благословенья митрополита Киприана основал здесь Сретенский мужской монастырь.

Известный иконописец Андрей Рублев сделал копию Владимирской иконы Богородицы, а саму чудотворную икону, некоторое время спустя, с великой честью проводили обратно во Владимир.

Владимирская Богоматерь Андрея Рублёва
Владимирская Богоматерь Андрея Рублёва

Дорога от Кремля к месту встречи Владимирской иконы Божией Матери и Сретенскому монастырю стала называться Сретенской. А когда Москва разрослась, дорога, ставшая московской улицей, получила название Сретенки. Южная часть улицы Сретенка от центра до Бульварного кольца ещё до революции стала называться Большой Лубянкой.

Монастырь постоянно развивался, в нём строились новые здания и храмы. Связано это было с тем, что мимо монастыря пролегала дорога из Кремля в Троице-Сергиеву Лавру. Великие князья и цари останавливались в монастыре, делали пожертвования и вклады в монастырь.

Около монастыря встречали царя Ивана Грозного, возвращавшегося в Москву после взятия Казани. Царь посетил монастырь и щедро одарил его.

Во время освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков в 1612 году в Сретенском монастыре был штаб ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Более того: в монастыре лечили раненого князя Дмитрия Пожарского.

Есть сведения, что в 1613 году в Сретенском монастыре встречали первого царя из рода Романовых Михаила фёдоровича.

Немалую помощь монастырю оказывал Патриарх Никон. Наверное, на этом основании при росписи в 1707 году нового каменного собора патриарх Никон даже был изображён в числе святых.

Сретенский монастырь при Романовых

Сретенский монастырь был известен и почитаем в народе. Однако, в сравнении с другими монастырями, никогда не был богат. Он не имел ни земель, ни деревень и существовал на средства, поступающие от паломников, прихожан и других жертвователей. Доход не был регулярным и предназначался обычно на строительство и украшение храмов.

Царский дом Романовых любил Сретенский монастырь и заботился о нём. Так при Михаиле Фёдоровиче (1596-1645)– первом царе из рода Романовых, в монастыре были построены каменные кельи и обновлён древний храм преподобной Марии Египетской.

Царь Михаил Романов
Царь Михаил Фёдорович Романов

Храм преподобной Марии Египетской был построен князем Владимиром Храбрым – братом Дмитрия Донского для своей матери боярыни Марии Константиновны в честь её небесной покровительницы. К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней: в 1930 году в связи с расширением улицы Большая Лубянка, все храмы, кроме Сретенского собора, были уничтожены.

Церковь преподобной Марии Египетской, фото 1928 год

Небесной покровительницей первой жены царя Алексея Михайловича (1629-1676) Марии Ильиничны Милославской (1625-1669) также была преподобная Мария Египетская. А единственный храм в честь этой святой находился в Сретенском монастыре. Поэтому царица Мария и царь Алексей Михайлович покровительствовали Сретенскому монастырю. Они делали многочисленные вклады и пожертвования в монастырь.

Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович

Таким вкладом была и икона с изображением небесных покровителей царя и царицы: святых Алексия человека Божия и преподобной Марии Египетской. Эта икона предназначалась для иконостаса собора. В настоящее время эта икона находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства Андрея Рублёва, расположенного на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Икона Алексия-человека Божия и прп.Марии Египетской
Икона Алексия-человека Божия и прп.Марии Египетской

В память об умершей сестре Анне царица Мария Ильинична пожертвовала в 1668 году колокол для храма прп. Марии Египетской в Сретенском монастыре. Колокол этот получил название Мариинского. Мариинский колокол – единственный из колоколов Сретенского монастыря, сохранившийся до наших дней. В настоящее время он продолжает вещать о «делах давно минувших дней» с колокольни Ивана Великого в Кремле.

В последние годы жизни царя Алексея Михайловича в Сретенском монастыре была построена церковь в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. Над воротами монастыря была возведена шатровая колокольня.

В 1652 году известный иконописец Симон Ушаков написал для Сретенского собора Владимирскую икону Божией Матери.

Владимирская Богородица Симона Ушакова
Владимирская Богородица Симона Ушакова

Эта икона сейчас хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Когда появился каменный Сретенский собор?

Наибольшего расцвета Сретенский монастырь достиг в 17 веке при царе Фёдоре Алексеевиче-старшем брате Петра I.

По указу царя Федора Алексеевича и на его средства на месте старого деревянного собора в 1679 году был построен пятиглавый каменный Сретенский собор, который встречает нас при входе в монастырь со стороны Большой Лубянки.

Этот древний храм-один из немногих сохранившихся храмов, распространённых в монастырском зодчестве второй половины 17 века. Это классическая московско-ярославская постройка времён патриарха Никона. Центральный купол имеет световые окна. Внутреннее пространство собора разделено на 3 части двумя столпами.

Владимирский (Сретенский)
Владимирский (Сретенский) собор
Царь Фёдор Алексеевич
Царь Фёдор Алексеевич

Одновременно с каменным собором Сретения Владимирской иконы Божией Матери были построены каменные монастырские кельи с южной и западной сторон монастырской территории.

Позже с южной стороны храма был пристроен придел в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи. В 2000 был пристроен ещё один придел преподобной Марии Египетской.

В 1699 году Владимирский (Сретенский) собор был расписан костромскими и ярославскими иконописцами на средства боярина С. Ф. Грибоедова. Живопись фресок представляет из себя совмещение древнерусской традиции и традиции реализма 18 века.

В 1700 году монастырь получил в дар от Иерусалимского патриарха Досифея часть мощей преподобной Марии Египетской. Драгоценный ковчег со святыней стоял в Сретенском соборе.

Времена упадка Сретенского монастыря

Но не все Романовы жаловали монастырь. Во времена правления Петра I монастырь стал приходить в упадок, а число монахов сократилось.

Кроме того, в 1737 году, во времена правления императрицы Анны Иоанновны монастырь сильно пострадал от московского Троицкого пожара. Этот пожар начался в самом центре Москвы от упавшей свечи. Выгорело три четверти городской застройки. Именно потом появилась народная поговорка: «От копеечной свечки Москва сгорела». Сильно пострадал от пожара и Сретенский монастырь: во время пожара выгорели полностью церковь святителя Николая Чудотворца, преподобной Марии Египетской, игуменский, келейный корпуса и шатровая колокольня с колоколами.

Восстановление Сретенского монастыря после Троицкого пожара

Восстанавливаться монастырь начал в 1740 году. Работа по восстановлению растянулась на десятилетия. Дело в том, что монастырь не имел своих земель, приносящих доход, и восстановление производилось на деньги благотворителей.

К 1745 году была восстановлена церковь Николая Чудотворца с трапезной и колокольня. В храм Николая Чудотворца как придел была включена церковь Сретения Господня, построенная Иваном III в XV веке. Колокольня приобрела более современный вид, навсегда утратив свой «шатёр». Восстанавливались утраченные колокола.

Сретенский монастырь
Вид на Сретенский монастырь до 1930 г

В XVIII–XIX веках в храмах обновлялась роспись, ремонтировались старые постройки, возводились новые: дом для церковно-приходской школы, хозяйственные помещения, сараи.

Восстановление монастыря продвигалось медленно, потому что денег, которые жертвовали благотворители, не хватало. Лишь к концу 18 века жизнь в монастыре наладилась.

Возродились и крестные ходы в Сретенскую обитель. Эти ходы совершались со дня основания обители из Успенского собора в монастырь в дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери: 21 мая (3 июня) – в память избавления от Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня (6 июля) – в память избавления от Ахмата в 1480 году; 26 августа (8 сентября) – в память сретения Владимирской иконы в Москве и избавления от Тамерлана в 1395 году. Ежегодные общемосковские крестные ходы играли большую роль в религиозной жизни Москвы. В них принимали участие высшее духовенство и государственные чины.

Главные святыни монастыря до революции 1917 года

Главными святынями Сретенского монастыря были мощи преподобной Марии Египетской, древние иконы Владимирской Божией Матери работы Симона Ушакова, Сретения Владимирской иконы, святой Марии Египетской, святителя Николая, Алексия человека Божия, образа Толгской иконы Богоматери и Богоматери «Всех Скорбящих Радости».

Достопримечательностью монастыря являлся также большой резной крест-распятие работы резчика XVIII века Г. С. Шумаева, представляющий собой сложную композицию, объединившую тысячи фигур и декоративных элементов. В настоящее время Шумаевский крест находится в запасниках Музея архитектуры.

Шумаевский крест
Общий вид Шумаевского креста
Монастырь во время Отечественной войны 1812 года

26 августа (8 сентября по новому стилю), во время Бородинского сражения, дата которого совпала со Сретением Владимирской иконы божией Матери, из обители двинулся крестный ход с чудотворными иконами. Он шёл от Сретенских ворот до Арбатских посреди обозов с ранеными русскими солдатами. Как встарь, народ молил Пресвятую Богородицу спасти Москву и Россию теперь уже от наполеоновской орды. Москва была сдана, но Россия и вера православная-спасены.

Перед вступлением армии Наполеона в Москву игумен монастыря Феофилакт часть монастырских ценностей и казну вывез в Казань и в Спас-Ефимьев монастырь в Суздале. Другая часть монастырских ценностей была спрятана в монастыре, в том числе и серебряный ковчег с мощами преподобной Марии Египетской.

Когда французские войска вошли в Москву в Сретенском монастыре оставалось лишь несколько монахов. Заняв монастырь, французы ограбили церкви, содрали серебряные оклады с икон, забрали чаши, ризы. Монахов били, допытываясь, где спрятаны сокровища, но те не выдали тайников. Невредимым остался и серебряный ковчег с мощами преподобной Марии Египетской.

Монастырские храмы были осквернены. Разграбив храмы, солдаты жили в них, и даже устроили лазарет. Только зимняя надвратная церковь святителя Николая осталась почти нетронутой. В ней продолжались богослужения, на которых ежедневно, с риском для жизни, братия молилась об императоре Александре I и победе русского оружия.

В пожар 1812 года Сретенский монастырь уцелел, в то время как большинство московских приходских храмов и все кремлевские, включая Успенский собор, серьезно пострадали.

После того, как Москва была оставлена Наполеоном, в главном соборе Сретенского монастыря был организован лазарет для русских раненых. Монахи ухаживали за ранеными и хоронили умерших здесь же, в обители. Так в монастыре появилось кладбище участников Отечественной войны 1812 года.

Две недели спустя после ухода Наполеона вернулся в Москву архиепископ Августин с главными московскими святынями — Владимирской и Иверской иконами Божией Матери. Он остановился в Сретенском монастыре.

12 декабря 1812 года от Сретенского монастыря по кольцу Белого города прошел крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери: так происходило освящение столицы после пребывания в ней врага.

По возвращении крестного хода у монастыря главнокомандующий Москвы граф Ростопчин прочел полученные им донесения о новых победах русской армии, прогремел салют из установленных у стен монастыря трофейных французских орудий.

Чудотворные Владимирская и Иверская иконы Божией Матери находились в Сретенском монастыре до апреля 1813 года, а затем они вернулись в восстановленный Успенский собор Московского Кремля.

Сретенский монастырь в XIX веке — начале XX века

В 19 столетии, а точнее — с конца 1810-х годов и до революции 1917 года в Сретенском монастыре текла обычная монашеская жизнь. Ещё по указу Екатерины II Сретенский монастырь был отнесён к заштатным, то есть не получал государственного содержания. Монахи должны были жить на собственные средства, получаемые от служения треб и «трудоделания». В 19 веке в Сретенском монастыре находилась первосвятительская кафедра.

В начале XX века Сретенский монастырь состоял из:

-собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи;

-надвратной колокольни с примыкающей к ней церковью святителя Николая Чудотворца;

-древней церкви Марии Египетской;

-настоятельского и братского корпусов.

церковь Николая Чудотворца и Марии Египетской

В монастыре постоянно ремонтировались старые постройки и возводились новые. Так у монастырских ворот была построена часовня, появилась церковно-приходская школа и гостиница. Были также построены сараи, конюшня, каретник.

Из-за ветхости храма прп. Марии Египетской богослужения в нём не совершались с 1832 года. Для сохранности храма его стены были стянуты железными обручами, а внутри установлены подпорки.

Монастырская братия состояла из архимандрита, шести иеромонахов, четырех иеродиаконов и четырнадцати послушников.

Незадолго до революции на монастырской территории было начато строительство доходного дома, законченное уже после закрытия монастыря в советское время.

Судьба монастыря после революции 1917 года

После революции 1917 года политика новой революционной власти предполагала полное упразднение и уничтожение всех церковных учреждений.

В январе 1918 года вышел декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства. Все церковное имущество, не имеющее прямого богослужебного назначения, включая землю и постройки, изымалось у Церкви и объявлялось «народным достоянием». У Сретенского монастыря были отняты хозяйственные постройки и келейные корпуса.

В 1922 году было конфисковано церковное имущество Сретенского монастыря: ризы с икон, богослужебные сосуды, напрестольные кресты, Евангелия в драгоценных окладах, ковчег с мощами преподобной Марии Египетской, Шумаевский крест. Ковчег и «Шумаевский» крест были переданы в Антирелигиозный музей Союза воинствующих безбожников, открытый в Донском монастыре. Мощи преподобной Марии Египетской были утрачены.

Нельзя не упомянуть тот факт, что в декабре 1925 года, перед самым закрытием монастыря, в нём принял иноческий постриг Сергей Извеков-будущий святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В начале 1926 года Сретенский монастырь был закрыт. Теперь уже не только хозяйственные, но и богослужебные постройки монастыря стали государственными. Вскоре в Сретенском соборе расположилось общежитие сотрудников НКВД. В нём сделали два этажа, установили печи и душевые. Стены собора были покрашены и оклеены обоями. Благодаря этому большая часть древних фресок храма осталась цела. В ведение НКВД были переданы и все остальные здания монастыря. На территории монастыря действовала тюрьма.

В 1928 году Моссовет принял решение о расширении улицы Большая Лубянка и сносе Сретенского монастыря. Приход Сретенского монастыря был ликвидирован. В 1928–1930 годах снесены церковь Марии Египетской, церковь Николая Чудотворца, колокольня, монастырская стена. Монастырское кладбище — уничтожено. Уникальное собрание колоколов — продано в Англию.

Из старых построек Сретенского монастыря к 1990-м годам сохранились только три: Владимирский собор, совершенно опустошенный внутри и со сбитой росписью, двухэтажный хозяйственный корпус XVIII века и часть настоятельского корпуса XVII–XIX веков в глубине двора.

В 1952 году на территории бывшего Сретенского монастыря была построена средняя школа (на месте снесённого настоятельского корпуса).

В 1958-1962 годах Сретенский собор был отреставрирован и в нём расположился отдел скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря. В 1968-1970 годах были отреставрированы фрески Сретенского собора.

Святой покровитель Сретенского монастыря

После революции 1917 года Сретенский монастырь стал центром борьбы за православие. Здесь часто служил святейший патриарх Тихон, которого советская власть считала своим «заклятым» врагом. Сподвижником патриарха Тихона в самые тяжёлые для Церкви годы был последний настоятель Сретенского монастыря был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий).

Сщмч. Иларион
Священномученик  Иларион (Троицкий)

Митрополит Верейский Иларион не был насельником Сретенской обители, но, по Божьему промыслу, ему выпало сыграть в истории монастыря важную роль.

Митрополит Иларион (в миру- Владимир Алексеевич Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы нынешнего Каширского района Московской области в семье священника. Будущий митрополит получил образование, соответствующее сыну священника: духовное училище, семинария, Московская духовная академия. Окончив духовную академию со степенью кандидата, он остался при ней для продолжения научной деятельности в области богословия и преподавания.

В 1913 году Владимир Троицкий принял монашеский постриг с именем Иларион. В том же году он получил звание профессора Московской духовной академии, а 4 года спустя был избран ее инспектором. Владыку Илариона любили и преподаватели, и студенты. На Поместном соборе Русской православной церкви в 1917 году, целью которого было восстановление патриаршества, большое влияние на мнение Собора оказала убедительная речь владыки Илариона.

Патриаршество было восстановлено на заседании Собора в 1918 году, уже после революции. Патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). Владыка Иларион стал его правой рукой.

В 1919 году владыку Илариона впервые арестовали. Около двух месяцев он просидел в Бутырской тюрьме. Через год последовал новый арест и год пребывания в концлагере в Архангельске.

В 1920 году патриарх Тихон рукоположил владыку Илариона в сан епископа Верейского.

По отбытии срока в Архангельске владыка Иларион жил у своего друга — отца Владимира (Страхова) — монаха Сретенского монастыря.

Так Господь привёл епископа Илариона в Сретенский монастырь. Владыка Илларион продолжал работать в патриархии, совершал службы в Донском и Сретенском монастырях.

С первых месяцев прихода к власти большевики взяли курс на уничтожение религии как конкурента государственной идеологии. Наряду с атеистической пропагандой началось массовое физическое уничтожение духовенства, для чего использовался любой предлог.

В 1922 году своим распоряжением В. И. Ленин рекомендовал органам ГПУ действовать «с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок. Чем больше число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Священников и монахов подвергали изощренным надругательствам и пыткам: распинали на крестах, закапывали в землю живыми. Наступило время, когда почти каждого священника, остающегося верным Христу и своему долгу, ожидал венец мученика. Тем не менее, значительная часть православного священства продолжала исполнять свой пастырский долг.

В соответствии с письмом В. И. Ленина Политбюро выработало проект практических мер по борьбе с Церковью. Нужно было разрушить Церковь изнутри, внести раскол в духовенство. Это означало государственную поддержку «обновленческой» церкви, то есть части церковников, выступающих за реформы в церкви. Практически реформы обновленцев являлись приспособленчеством к новой власти.

В мае 1923 года обновленцы провели свой собор, на котором было принято решение о лишении сана и монашества патриарха Тихона. Началось внедрение в храмы священников-обновленцев. Это было разрушение Церкви изнутри, подмена ее, как писал патриарх Тихон, сектантством.

Владыка Иларион боролся против обновленчества за сохранение канонической Православной Церкви. В начале 1920-х годов совету общины Сретенского монастыря удалось спасти от закрытия Владимирский собор, защититься от обновленцев и сохранить приход.

В 1920-е годы широко проводились публичные антирелигиозные лекции и диспуты. Самыми сильными антирелигиозными ораторами обычно называют наркома просвещения А. В. Луначарского и митрополита-обновленца А. И. Введенского. Однако, слышавшие выступления их оппонента-митрополита Илариона, говорят, что по своему ораторскому дару и убедительности он превосходил и Луначарского, и Введенского.

Верующие в большинстве своём не поддержали обновленцев, а вскоре начали возвращаться в лоно канонической Православной Церкви отходить и увлекшиеся поначалу обновленческими идеями священники.

В 1922 году Сретенский монастырь был занят обновленцами, но в следующем году они вынуждены были уйти. Митрополит Иларион совершил новое освящение монастыря и всех храмов.

В июне 1923 года патриарх Тихон возвёл митрополита Илариона в сан архиепископа, включил в состав Синода и назначил игуменом Сретенского монастыря.

Во многом благодаря деятельности владыки Илариона началось массовое возвращение клира и мирян в каноническую Церковь. Храмы, захваченные обновленцами, стали пустеть. Задумка советской власти по разрушению Церкви изнутри провалилась.

Вскоре владыку Илариона арестовали. В декабре 1923 года он был осуждён на заключение в Соловецком лагере особого назначения на три года. Владыка Иларион, работая в лагере, оставался пастырем и духовником. Он верил, что Церковь устоит.

Владыка Иларион-узник Соловецкого лагеря
Владыка Иларион-узник Соловецкого лагеря

Находясь в заключении, он все же готовился к предстоящей деятельности на воле. Понимая всю меру своей ответственности за паству. Но что говорить людям в такие грозные времена? Ведь он должен призывать к стойкости и подвигу, зная, что тех, кто последует его наставлениям, ждут страдания и гонения.

Незадолго до окончания срока владыку Илариона перевели с Соловков в Ярославль. В тюрьме его навещал ответственный работник ГПУ. Он уговаривал митрополита Илариона присоединиться к новому церковному расколу, возглавляемому епископом Екатеринбургским Григорием. Владыка отказался. После этого ему добавили еще три года и возвратили на Соловки.

По окончании нового срока его отправили этапом на вечное поселение в Казахстан. В пути он заболел сыпным тифом и 28 декабря 1929 года умер в тюремной больнице в Петербурге. Петербургский митрополит Серафим (Чичагов) упросил начальство НКВД выдать тело усопшего. Архиепископа Илариона отпели в Воскресенском храме Новодевичьего монастыря и похоронили на монастырском кладбище.

Годы спустя, когда на Соловках сохранилась память о неколебимой верности православию владыки Илариона и об общегосударственном масштабе его деятельности и личности.

11 февраля 1998 году Комиссией Священного синода по канонизации  было принято решение о причислении к лику святых священномученика Илариона — архиепископа, игумена Сретенского монастыря. В решении о митрополите Иларионе сказано: «Ревностный сторонник восстановления Патриаршества, ближайший помощник святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, мужественный борец с расколами и последовательный поборник церковного единства священномученик Илларион претерпел изгнание и тюремное заточение, увенчав подвиг исповедничества за Христа кончиной в узах».

10 мая 1999 года в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери установлена рака с мощами митрополита Илариона, доставленными из Петербурга, и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за Божественной литургией совершил чин его прославления в лике святых.

Возрождение Сретенского монастыря

В 1991 году храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви для богослужений в качестве приходского храма. С этого времени началось возрождения обители. В январе 1991 года во вновь освященном соборе начались службы. В 1994 году в монастыре разместилось подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

В 1995 году была возобновлена монашеская жизнь: подворье было преобразовано указом святейшего Патриарха Алексия II в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен игумен Тихон (Шевкунов)- в настоящее время митрополит Псковский и Порховский. Об этих и других замечательных событиях повествует бестселлер митрополита Тихона «Несвятые святые». Эта книга стала для многих открытой дверью в мир православной веры.

Для возрождаемой обители это было нелёгкое время: Сретенский собор, как и другие здания, находились в аварийном состоянии. В соборе нужно было заменить крышу, пол, систему отопления и электроснабжения.

Сретенский собор 1957 год
Сретенский собор 1957 год

Настенные росписи собора нужно было очистить от копоти и грязи и реставрировать. Реставрация уникальных древних фресок была завершена к осени 2005 года. В настоящее время каждому, кто входит в древний храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери, открывается дивный мир фресок, которым уже более трёхсот лет. Фрески выполнены в сдержанной манере и производят неизгладимое впечатление. Всякому, кто побывал здесь, хочется вернуться вновь.

Сретенский собор.Фрески.
Сретенский собор.Фрески.
Сретенский собор. Интерьер храма
Сретенский собор. Интерьер храма

Постепенно монастырь возрождался, и жизнь в нём налаживалась. В основу монашеской жизни обители была положена непрестанная молитва и совершение ежедневных Божественных литургий.

Игумен Тихон, укрепляемый советами и благословением своего духовного отца,- знаменитого старца Псково-Печерской обители Иоанна Крестьянкина, с Божьей помощью решал встававшие перед ним задачи по возрождению обители.

Как Владимирская икона Богородицы вновь посетила Сретенскую обитель

К торжественному празднику 600-летия встречи чудотворного образа Владимирского образа Божией Матери на Кучковом поле, который должен был состояться 8 сентября 1995 года, монастырь серьёзно готовился:

  • во-первых, к дню празднования в соборе был установлен новый иконостас;
  • во-вторых, была построена звонница.
  • в-третьих, вдоль улицы Большая Лубянка была построена кирпичная ограда;
  • в-четвёртых, а по важности, — главное: от руководства Третьяковской галереи было получено разрешение привезти в день праздника Владимирскую икону в монастырь для поклонения. С этой целью для сохранности для иконы была изготовлена бронированная капсула.

Вечером 7 сентября 1995 года 25-тысячный крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери во главе со Святейшим Патриархом Алексием II, проследовал из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.

Так была возобновлена древняя традиция крестных ходов в обитель, которые совершались со дня основания Сретенского монастыря из Успенского собора в монастырь в дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Крестные ходы по улицам города были запрещены в 1918 году.

В крестном ходе в целях безопасности участвовала не сама чудотворная икона, а её список (копия). Сама Владимирская икона была доставлена из Третьяковки непосредственно в Сретенский монастырь. В монастыре перед чудотворной иконой были отслужены всенощная и акафист.

Тысячи людей стояли ночью под проливным дождём, чтобы приложиться к святыне. А 8 сентября после совершения Божественной литургии Владимирская икона вернулась в Третьяковскую галерею.

В этот же день, 8 сентября 1995 года, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен установленный в монастырском дворе, справа от ворот, каменный резной памятный крест-распятие с надписью «Крест воздвигнут в память православных христиан, умученных и убиенных на месте сем в годы смуты».

Памятный крест
Памятный крест

Восстановление монастыря продолжается

В 1996 году началось воссоздание придела Рождества Иоанна Предтечи, который был уничтожен в советское время. Работы были закончены к январю 1998 года. В настоящее время в приделе ежедневно совершаются ночные богослужения и иноческое правило.

В начале 2000-х годов вокруг собора была сооружена галерея и к ней пристроена звонница. Благодаря такому расширению была решена проблема вместимости храма.

Галерея
Галерея Владимирского собора

Кроме того, был устроен придел во имя преподобной Марии Египетской в память о снесённой в 1930 году церкви.

За 10 лет были восстановлены почти все монастырские помещения: в том числе палаты 18 века. Два келейных корпуса были отремонтированы и надстроены до пяти этажей.

В 2010 году монастырю был возвращён и монастырский сад.

Монастырский сад
Монастырский садик

А школа, построенная на территории монастыря на месте бывшего монастырского кладбища, была переведена в новое здание, расположенное в центре Москвы.

Святыни монастыря в настоящее время

Мощи священномученика Илариона являются в настоящее время главной святыней Сретенского монастыря.

В 2004 году Сретенский монастырь праздновал 10-летие возрождения монашеской жизни обители и 75-летие со дня преставления святого покровителя обители- священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

Память священномученика Илариона празднуется Церковью:

  • в первое воскресенье после 25 января (7 февраля по н.ст.) в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской;
  • 15 (28) декабря – день преставления сщмч. Илариона;
  • 28 апреля (10 мая) — прославление сщмч. Илариона в лике местночтимых святых.

До 25 мая 2017 года рака с мощами священномученика Илариона находилась с правого края солеи Сретенского собора. А в 2017 году в праздник Вознесения Господня мощи сщмч.Илариона были торжественно перенесены во вновь построенный храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Новая рака сщмч. Илариона установлена на соловецких камнях, напоминающих о Соловецком лагере, где отбывали заключение владыка Иларион и многие другие мученики Русской Церкви.

Рака с мощами сщмч, Илариона
Рака с мощами сщмч, Илариона

25 марта 2004 года в Сретенский монастырь из Греции был передан ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Ковчег установлен в новом приделе Сретенского собора во имя этой великой святой.

В древнем Владимирском соборе находится много старинных икон. Большинство из них переданы сюда из Псково-Печерского монастыря.

В центральной части Сретенского собора в иконостасе справа от царских врат находится список с чудотворной иконы Божией Матери Владимирской, к которому с любовью и надеждой притекают тысячи верующих.

Храмовый образ Владимирской иконы
Храмовый образ Владимирской иконы

В соборе находится также глубоко почитаемая верующими келейная Владимирская икона Богоматери, которой архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил возрождающуюся обитель. Перед этой иконой постоянно совершаются акафисты.

Благословение отца Иоанна Крестьянкина
Благословение отца Иоанна Крестьянкина

интерьер Владимирского собора
Интерьер Владимирского собора

В левой части иконостаса находится чтимая икона «Снятие пятой печати», сюжет которой взят из Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

21 мая 2014 года монастырю была передана великая святыня – частица мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

В крипте Сретенского собора по образцу первых христианских храмов устроен придел в честь Воскресения Христова. Здесь находится точная копия Туринской плащаницы,  изготовленная специально для обители. Копия Туринской плащаницы освящена Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя.

Святая Плащаница пребывает в монастыре с 1997 года. Как и в храмах первых христиан, в этом приделе нет иконостаса, А прямо над престолом располагается Плащаница.

Туринская плащаница- удивительное свидетельство истинности христианства. Она  представляет из себя полотно, в которое было завёрнуто тело Господа нашего Иисуса Христа при погребении. В момент Воскресения Христова на погребальном полотне появился Его образ.

Копия Туринской плащаницы
Копия Туринской плащаницы — негатив
Копия Туринской плащаницы
Копия Туринской плащаницы — позитив

В крипте храма братия монастыря проводит ночные богослужения.

В крипте Владимирского собора
В крипте Владимирского собора
Новый храм

Сохранились документальные свидетельства о расстрелах, которые проводились на территории монастыря сотрудниками ОГПУ-НКВД в 1920-30 годы.

В 1995 году в память о всех жертвах богоборческой власти недалеко от входа в Сретенский монастырь со стороны Большой Лубянки был установлен поклонный крест работы скульптора В.М.Клыкова.

А в 2017 году на территории монастыря, политой кровью тех, кто противостоял безбожной власти и свидетельствовал о Христе, был построен новый храм-памятник в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Собор Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских
Собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Решение о строительстве храма было принято 3 марта 2011 года на заседании Попечительского совета Сретенского монастыря, возглавляемого Святейшим Патриархом Кириллом.

В начале 2014 года началось строительство нового храма. На строительство храма шли и народные пожертвования, и средства благотворителей, и деньги монастыря. Освящение храма состоялось 25 мая 2017 года.

За три с половиной года на территории Сретенского монастыря вырос красивейший собор высотой 61 метр, соединяющий в своей архитектуре современный и древнерусский стили церковного зодчества. Золотые купола храма видны с разных точек Москвы. Вместимость нового храма составляет 2000 человек.

Для наружной отделки храма использован белый владимирский известняк, который в древности служил для строительства соборов Владимира, Москвы, Суздаля. Храм-памятник несёт в себе идею победы вечной жизни над смертью, добра над злом. Храм имеет несколько этажей.

Верхний храм, освящённый в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, поражает обилием света и настенными росписями необычайной красоты. Он символизирует торжество веры, победу жизни над смертью.

Храм поражает своими монументальными росписями.

Интерьер нового храма
Росписи нового храма

интерьер нового храма

Нижний храм-баптистерий посвящён святому Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам. Храм имеет купель для крещения и украшен уникальными мозаиками из смальты.

В новом храме ежедневно совершаются богослужения, которые посещают сотни верующих.

Служба в новом храме
Служба в верхнем храме
Сретенский хор

 

Невозможно, говоря о монастыре, не упомянуть о прославленном Сретенском хоре. В настоящее время в монастыре действуют два мужских хора.

Первый, называемый «большим», состоит из профессионалов высочайшего уровня. Он поёт на торжественных мероприятиях и особо торжественных службах в монастыре, на особо торжественных патриарших службах в Успенском и Благовещенском соборах Кремля.

Второй хор состоит из студентов духовной семинарии и почти ни в чём не уступает «большому» хору. Он также поёт на службах в монастыре, на концертах в нашей стране и за рубежом.

Сретенский хор участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках.

Кроме знаменитого Сретенского хора в монастыре имеется семинарский хор и хор, состоящий из прихожан.

МОЛИТВЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ИЛАРИОНУ ТРОИЦКОМУ
Сщмч. Иларион
Икона сщмч. Илариона

Тропарь священномученику Илариону Троицкому

глас 4

Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.

Кондак священномученику Илариону Троицкому

глас 6

Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.

Молитва

О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

1+

3 Ответы на “Сретенский монастырь в Москве. История монастыря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *