Рождество Христово среди двунадесятых праздников, отмечаемых Православной церковью, стоит по значимости на втором месте после Пасхи, ведь в этот день (7 января по новому стилю/ 25 декабря по старому стилю) пришёл в мир Сын Божий — Иисус Христос.
С тех самых пор, как первые люди Адам и Ева были изгнаны из рая, в мир вошли грех и смерть. Человек стал страстным, тленным и смертным, а его жизнь наполнилась трудом, болезнями и страданиями. Для освобождения человечества от рабства греху и смерти по Божьему обещанию в мир должен был придти Мессия, что в переводе с греческого означает «Помазанник». И произойти Он должен был из еврейского народа, почитавшего Единого Бога.
Рождество Христово предсказывали древние ветхозаветные пророки
Так пророк Исаия, живший в восьмом веке до нашей эры, предрекал:
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники…» (Ис 11, 1- 10)
В этом пророчестве говорится о том, что Иисус Христос родится из рода царя Давида — сына Иессея и к Нему придут все народы.
Кроме того, Исаия пророчествует (Ис 7, 14) о тайне Боговоплощения Христа от Девы:
«Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
(«Еммануил» в переводе означает «С нами Бог»).
Исаия говорил также (Ис 35, 4–6) о чудесах и исцелениях, которые будет творить Христос:
«Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…».
О месте рождения Мессии предсказал и пророк Михей, живший в IIX веке до Рождества Христова:
«И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5, 2).
Кроме этих пророчеств в Ветхом Завете имеется много других пророчеств о жизни, страданиях, смерти и Воскресении Спасителя.
Рождество Христово у евангелистов Матфея и Луки
В дни перед явлением в мир Спасителя Палестина находилась под властью Римской империи. С целью определения количества собираемых налогов римские власти решили переписать население. Царь Иудеи Ирод объявил о переписи, для которой каждый житель Палестины должен был прибыть в город, где он родился.
Иосиф — обручник и Дева Мария, жившие в Назарете, также пошли записываться в Вифлеем, откуда были родом.

До Вифлеема они добрались не скоро, потому что Мария была беременна. Когда Святое семейство прибыло в Вифлеем, наступило время родов. Однако по причине многолюдства места в гостинице для них не нашлось, и остановиться пришлось в хлеву (вертепе) при гостинице, куда пастухи загоняли скот. Там ночью и совершилось Рождество Христово — Пресвятая Дева и родила Богомладенца, спеленала Его, и положила в ясли — кормушку для скота. Мальчику дали имя Иисус (Лк 2:1-7).
Евангелист Лука рассказывает, что о рождении Иисуса в эту же ночь узнали пастухи, пасшие стадо неподалёку. Пастухам явился ангел, который возвестил им о великой радости:
«…родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-12).
Вместе с ангелом в небе показалось неисчислимое небесное воинство, воздававшее хвалу Богу. Пастухи оставили стада и отправились в Вифлеем, отыскали Иосифа и Марию, рассказали им о небесном знамении, поклонились Младенцу, восславили Бога и Рождество Христово.
Евангелист Матфей повествует о том, что в те же дни в Иерусалим прибыли волхвы. Восточные маги расспрашивали о новом иудейском царе, потому что на небе появилась новая яркая звезда- знак великого Властелина.
Узнав об этом, царь Ирод, имя которого и поныне является синонимом жестокости и коварства, пригласил волхвов к себе, чтобы разузнать о месте рождения нового правителя. Он, истребивший в своё время всех соперников, в том числе собственных жену и детей, был очень встревожен известием о рождении ещё одного претендента на иудейский престол. Решив избавиться от соперника, Ирод поручил волхвам разузнать и доложить ему о местонахождении родившегося царя иудейского якобы для поклонения последнему.

Волхвы отправились вслед за звездой, остановившейся прямо над местом, где был Младенец. Войдя, они поклонились Младенцу и положили перед ним дары: золото, ладан и смирну.

Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и отправились обратно другим путём.
Тогда Ирод, взбешенный тем, что хитрость его не удалась, приказал перебить всех младенцев в окрестностях Вифлеема.
Однако, в эту же ночь откровение получил и Иосиф, — ангел возвестил ему взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет, пока не минует опасность, так как Ирод хочет погубить Младенца (Мф. 2).

Рождество Христово. Его празднование. Сочельник
Обычай праздновать Рождество Христово был введён в IV веке в Константинополе, а потом распространился по всему христианскому миру. Праздник предваряется сорокадневным постом и сочельником.
6 января – Рождественский сочельник, который является последним днём Рождественского поста. Сочельник — день строгого поста. В сочельник убирали свое жилище, готовились к Празднику. В этот день полагалось есть специальную святочную еду — сочиво, то есть кашу из зёрен ячменя, пшеницы с добавлением мёда, изюма, мака. Однако главным всегда считалось и считается очищение души и сердца:
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50).
Для этого христиане и соблюдают пост, чтобы принести покаяние в содеянных грехах и причаститься Святых Христовых Таин.
В сочельник положено пить только воду, а употреблять только святочную еду — кутью (кашу из зёрен пшеницы, ячменя с медом и изюмом). За стол садились после появления на небе первой звезды- в память о звезде Вифлеемской.
В церквах в вечерние часы шла божественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечерние молитвы, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Так воспитывалось уважение к обычаям и традициям.
Рождественские Святки
После Рождества Христова начинаются рождественские Святки, то есть святые дни, когда все «святят», то есть славят, родившегося младенца Христа. Святки продолжаются с 7-го по 17-го января по новому стилю.
Россияне праздновали Рождество Христово весело, ярко и красиво. После завершения всенощного богослужения христиане шли по домам «разговляться»- отведать праздничные мясные блюда: студень, домашнюю колбасу, гуся с яблоками, бараний бок с кашей и другие. В Рождество принято ходить в гости, дарить друг другу подарки, играть в игры, желать счастья и добра.
Рождество Христово и связанные с ним народные традиции- гулянья, колядки, гадания нашли своё отражение во многих произведениях литературы и искусства.
И.С.Шмелёв в романе «Лето Господне» делится детскими воспоминаниями о празднике:
«В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груша, шептала… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто. Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени…
…Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок — мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тронешь — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних — Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Воссия мирови Свет Разума…».
А вот как картина Рождества Христова гениально передана Борисом Пастернаком в стихотворении «Звезда Рождества» (отрывок):
«Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла…——————————————————
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества».
Традиции празднования Рождественских Святок передаются из поколения в поколение. У славян во время святок существовал обычай рядиться, гадать, устраивать катания и пляски.
Колядование
Одной из наиболее известных традиций было колядование. Согласно толковому словарю Даля «колядование— обряд хожденья по домам в Рождество Христово и Новый год, с поздравленьем, песнями, со звездою или с житом, для сбора денег и пищи».
Христославов, колядовальщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, медовыми коврижками. Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, неуважением традиций. В колядовании переплелись языческие и христианские традиции. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, дарующему плодородие и веселье. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием Церкви, которая не признавала Коляду, из колядок были почти полностью вытеснены языческие символы и остались в основном христианские.
Щедрование на Рождество Христово
Другой обряд — «щедрование» — пение обрядовых песен, прославляющих хозяина, хозяйку и их детей. Название происходит от одноименного праздника — Щедрого вечера, который был накануне Нового года (13 января нового стиля — это 31 декабря по старому стилю).
Вот такие украинские щедровки звучат в замечательной экранизации повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
«Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало —
Дайте ще сала;
Ще того трішки —
Дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
(А) як дасте кишку,
То з’їм в затишку!»***
«Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У першому — красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
У другому — ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!»
А в третьому — дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Ясен місяць — пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Красне сонце — жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Дрібні зірки — його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!
Гадание на Рождество Христово
Ещё одной рождественской традицией было гадание. Конечно, ничего общего с христианством этот магический обряд не имеет, однако всё загадочное и мистическое всегда притягивало людей.
Самым распространённым гаданием у девушек было выйти в Рождество на крыльцо и спросить имя первого проходящего мужчины. Таким и будет имя будущего мужа.
Приведём в пример пушкинскую Татьяну:
«Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон»
(А. С. Пушкин
Роман в стихах «Евгений Онегин» Глава V Строфа IX)
У Василия Андреевича Жуковского в балладе «Светлана»
описывается как в Крещенский сочельник (18 января) под вечер девушки собирались погадать о замужестве:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».
Ещё одна рождественская традиция — ставить в доме вертеп — Вифлеемскую пещеру, где родился Спаситель, с куколками внутри и устраивать рождественские кукольные представления. Эта традиция пришла в Россию из Европы в 17 веке во времена царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления.
Такие представления были своего рода Евангелием для неграмотных. С вертепа начинается история кукольного театра на Руси.
Традиция устанавливать рождественскую ёлку возникла на Руси относительно недавно- середине 19 века и тоже пришла к нам из Европы.
И в России, и в Европе существовала традиция написания святочных рассказов. Святочные рассказы писали А.Куприн, К.Победоносцев, С.Чёрный, В.Брюсов, Н.Лесков, В.Немирович-Данченко, Д.Мамин-Сибиряк, И.Ильин и многие другие писатели. Так Чарльз Диккенс ежегодно к Рождеству писал новый святочный рассказ. Одним из наиболее известных благодаря замечательному мультфильму является рассказ «Рождественская история».
Рождество Христово. Тропарь праздника , глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе!
Рождество Христово. Кондак праздника, глас 3
Днесь Дева Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас раде ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.