Лобное место

Лобное место

И вот я впервые на Красной площади! Неужели это то самое место, где произошло столько значительных исторических событий? И что это за странное круглое каменное сооружение за чугунной оградой напротив Спасской башни? Подхожу ближе,- на кладке из серого природного тёсаного камня небольшая бронзовая табличка. На табличке надпись: «Памятник архитектуры. Лобное место. Сооружено в 1549 году. Переделано в 1786 году арх. М.Ф. Казаковым. Охраняется государством».

Так это и есть то самое Лобное место? В памяти сразу возникла картина из Третьяковки «Утро стрелецкой казни» русского художника В. И. Сурикова, написанная в 1881 году.

Картина переносит нас в 1698 год, когда стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, сестрой Петра I, был подавлен, а стрельцы казнены. В левой части картины то самое Лобное место, заполненное народом, а около него — телеги со стрельцами, ожидающими казни.

Утро стрелецкой казни

Однако Лобное место не было местом проведения казней, как думают многие. Если казни и проводились на Красной площади, то рядом с Лобным местом строился деревянный эшафот. А чаще всего казни проводились на Васильевском Спуске, что за собором Василия Блаженного или на Болотной площади. После того, как столицей Русского государства стал Санкт-Петербург, казни на Красной площади прекратились. 

Главная трибуна Руси

Лобное место было главной трибуной Московской Руси. Однако оно не было общественной трибуной, как на площадях в Древней Греции и Риме. Лобное место использовали только в особых случаях.

Лобное место
Лобное место

С этой трибуны оглашались церковные указы, и даже сам царь обращался к народу. Так царь Алексей Михайлович поздравлял с Лобного места своих подданных с Новолетием, праздновавшимся в те времена 1 сентября, а также успокаивал народ во время мятежей, восстаний и стихийных бедствий.

Царь Иван Грозный на Лобном месте принародно покаялся, обещая загладить жестокости своего правления благодеяниями.

Здесь совершались большие церковные богослужения. Во время прохождения крестных ходов по Красной площади с Лобного места архиереи благословляли народ.

Так в 1654 году патриарх Никон с Лобного места благословил русское войско, направлявшееся во главе с царём Алексеем Михайловичем в поход против поляков. В результате этого похода в состав России был возвращён Смоленск и другие старинные русские города.

Начиная с 1612 года, 22 октября по старому стилю на Лобном месте ежегодно проводился молебен перед Казанской иконой Божией Матери перед началом крестного хода. 

Из-за тесноты в Покровском соборе, более известном как собор Василия Блаженного, с этого возвышения произносили проповеди и читали Евангелие.

Мощи святых угодников и другие святыни, приносимые в Кремль, сначала располагали  для всенародного поклонения на Лобном месте. Перед ними служили молебен, в котором участвовал весь народ, и только потом святыни несли в Кремль.

С Лобного места оглашали приговоры государственным преступникам.

Православные люди всегда стремились окружить себя святынями. Московские князья и цари создали в столице подобие Святой земли, Иерусалима. Покровский собор, более известный как Собор Василия Блаженного, символизировал Иерусалим, а Лобное место – Голгофу (от еврейского слова – «лоб», «череп») — место казни Господа нашего Иисуса Христа.

«Шествие на осляти»

Шествие на осляти
«Шествие на осляти»

До 1678 года в двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим на Красной площади совершался обряд «Шествие на осляти».

В этот день воспоминается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим верхом на ослёнке, когда народ встречал Христа, как царя, держа в руках пальмовые ветви.

 С Лобного места патриарх раздавал освященные вербы царю и его приближённым. К подножию Лобного места подводили белого коня, изображающего осла, патриарх садился на него с Евангелием и Крестом, а царь вёл коня.

В давние времена Лобное место выполняло роль «нулевого километра», от него отсчитывались на карте все расстояния. В настоящее время отметка «нулевого километра» находится перед Иверской часовней, расположенной перед Воскресенскими воротами при входе на Красную площадь.

Впервые мы можем прочитать о Лобном месте в летописях от 1549 года. В это время в Москве проходил Земский собор- съезд представителей всех общественных сословий. В «Степенной книге» говорится, что одним из вопросов, обсуждавшихся на Земском соборе было лихоимство бояр, которые собирали с народа неконтролируемые подати и совершенно разорили страну. Вы спросите: причём здесь Земский собор и Лобное место? Да ведь именно с него двадцатилетний царь Иван IV (Грозный) произнёс убедительную речь, примирившую бояр и налогоплательщиков.

На Лобном месте боярин Василий Шуйский объявил о смерти царевича Димитрия- младшего сына Ивана Грозного.

После свержения самозванца Лжедмитрия 17 мая 1606 года около Лобного места на поругание толпе было брошено его тело. 

Избранный после Лжедмитрия царём, Василий Шуйский приказал привезти из Углича и выставить на Лобном месте мощи царевича Димитрия для всенародного поклонения. Главное целью Шуйского было пресечь возможные попытки самозванцев претендовать на царский престол.

На Лобном месте,  Василий Шуйский  всенародно был лишён царского звания (правил с 1606 по 1610 годы). 

Здесь же в 1613 году народ единодушно избрал в цари юного Михаила Романова.

После окончания Смутного времени установился такой обычай: после того, как наследнику царского престола исполнялось 16 лет, раз в год царь с Лобного места показывал народу своего наследника во избежание подмены его самозванцем, чтобы люди знали своего будущего царя.

Лобное место в 18 веке

В 1743 году государыня Елизавета Петровна отменила в России смертную казнь. Однако возле Лобного места сооружали «позорные эшафоты», где  проводились гражданские казни, на которых осуждённых подвергали всенародному осуждению.

Так в 1768 году у позорного столба была выставлена помещица Дарья Салтыкова, насмерть замучившая 139 своих крепостных. На груди у «Салтычихи» висела табличка с надписью «мучительница и душегубица». Затем она была отправлена на вечное поселение в Ивановский монастырь на Солянке, где она содержалась в подвале. сохранившемся до настоящего времени.

Лобное место в 19-20 веках

После оставления Наполеоном сожжённой Москвы в 1812 году на Лобном месте архиепископ Августи отслужил водосвятный молебен, произнёс молитву на освящение осквернённой войсками Наполеона Москвы и окропил её святой водой на все стороны света.

В августе 1914 года с Лобного места был зачитан императорский манифест об объявлении войны Германии.

Большевики только единожды использовали Лобное место в целях агитации: 1 мая 1919 года здесь был установлен гипсовый памятник Степану Разину, как представителю мятежного крестьянства. 

Сейчас Лобное место утратило своё былое назначение и является только исторической реликвией. Однако, камни его многое помнят и могут рассказать, если прислушаться.

 

 

 

1+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.