Дмитрий Донской-объединитель и освободитель Руси

Дмитрий Донской

Великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Донской (род. 12 октября 1350–ум.1389, годы правления 1359-1389) прославился как выдающийся исторический деятель — объединитель русских земель, освободитель Руси от татаро-монгольского ига, а также как правитель, живущий и правящий согласно христианским заповедям. Вспомним его жизнь, служение русскому народу и его славные подвиги.

По словам современников Дмитрий Донской был величав и красив; имел чёрные густые волосы и огненные светлые глаза. В глазах современников он считался очень умным человеком. Кроме того, его характеризовали такие черты характера, как цельность личности, воля, решительность и настойчивость в достижении своей цели.

      1. Дмитрий Донской-наследник Ивана Калиты
      2. Дмитрий Донской борется за великокняжеский ярлык
      3. Конец противостояния Москвы и Нижнего Новгорода
      4. Дмитрий Донской строит белокаменный московский Кремль
      5. Литовщина
      6. Дмитрий Донской и усмирение Твери
      7. Создание великорусского княжеского союза для борьбы с Ордой
      8. Начало борьбы за освобождение от ига Золотой Орды
      9. Гибель русского войска на реке Пьяной
      10. Победа русских на реке Воже
      11. Куликовская битва
      12. Разорение земель Московского княжества ханом Тохтамышем
      13. Мирный договор между Москвой и Сараем
      14. Значение поражения от хана Тохтамыша
      15. Отношения с Русской Православной Церковью
      16. Духовное завещание Дмитрия Донского
      17. Основания для причисления Дмитрия Донского к лику святых
      18. Церковное и летописное предание о Куликовской битве
      19. Молитвы благоверному князю Димитрию Донскому

    Дмитрий Донской-наследник Ивана Калиты

    К началу периода правления Дмитрия Донского единого Русского государства ещё не было. Русь состояла из огромного количества небольших княжеств-государств. Центр, то есть престол великого князя, находился во Владимире. Титулом великого князя владели разные князья: то тверские, то московские, то суздальские. Великий князь имел право собирать дань для Орды. В руках великого князя концентрировались огромные средства, которые собирались с подвластных ему земель, а затем отправлялись в Орду. За титул великого князя и боролись князья.

    Московские князья боролись за преобладающее влияние Москвы в Северо-Восточной Руси, а также за получение от ханов Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение. Одновременно происходил процесс расширения Московского княжества, начало которому положил великий князь Московский Иван I Данилович Калита (род. ок.1283, умер 31 марта 1340 г, годы правления- 1325-1340), посвятивший свою жизнь главной цели- возвышению Москвы.

    Великий князь Иван Данилович Калита. Портрет из "Титулярника". XVII в
    Великий князь Иван Данилович Калита. Портрет из «Титулярника». XVII в

    Иван Калита был четвёртым сыном князя Даниила Московского и внуком Александра Невского. Он умер 31 марта 1340 года, передав бразды правления трём своим сыновьям- Симеону, Ивану и Андрею.

    В начале мая 1340 года старший сын Симеон, получивший прозвище Гордый, отправился в Орду, где получил ярлык на великое княжение. Властный и необузданный двадцатипятилетний великий князь продолжил политику своего отца, подчиняя себе всё новые княжества Северо-Восточной Руси. Симеон претендовал на власть над всеми русскими землями. Недаром на его печати впервые появились слова «великий князь всея Руси». В 1352 году на Русь обрушилась эпидемия чумы. Болезнь не щадила никого- ни крестьян, ни князей. Симеон Гордый, его сыновья и вся семья великого князя также стали жертвами эпидемии.

    Симеон Гордый
    Симеон Гордый

    После Симеона Гордого Московский престол и великое княжение унаследовал второй сын Ивана Калиты— Иван Иванович Красный. Иван Красный был слабым правителем и за краткое время своего княжения едва не растерял всё, нажитое отцом и братом. В 1359 году Иван Красный внезапно умер.

    Московский княжеский престол занял девятилетний сын Ивана Красного Дмитрий, впоследствии получивший прозвище Донской.

    Девятилетний мальчик вряд ли был готов к управлению огромным княжеством. Но при малолетнем Дмитрии постоянно находился мудрый и опытный наставник- митрополит Алексий, с которым были близки отец и дед Дмитрия. Таким образом, первое время именно митрополит Алексий управлял Московским княжеством.

    Митрополит Алексий Московский
    Митрополит Алексий Московский

    Митрополит Алексий помогал Дмитрию в выработке идеологических, политических и дипломатических решений. Опекун всячески пытался защитить маленького князя от интриг и нападок со стороны бояр. Однако, малолетний князь не мог рассчитывать на то, что его признают великим князем.

    Дмитрий Донской борется за великокняжеский ярлык

    Во второй половине XIV века Орда переживала период упадка и нестабильности. Ордынские ханы в борьбе за власть не щадили друг друга. За двадцать лет в Золотой Орде сменилось двадцать пять ханов. Новый ордынский хан Наврус передал ярлык великого владимирского княжения суздальско-нижегородскому князю Андрею Константиновичу, добровольно уступившему его своему младшему брату Дмитрию Константиновичу.

    Москва оказалась в стороне. Все достижения Ивана Калиты и его сыновей Симеона Гордого и Ивана Красного становились напрасны. Решение ордынского хана вызвало резко-негативную реакцию московских бояр. За годы великокняжеского княжения московских князей бояре привыкли контролировать сбор выхода (дани) для Золотой Орды и за счёт этого сбора сильно обогатились. Они решили вступить в борьбу за возвращение великокняжеского ярлыка Москве.

    Большинство историков сходятся на том, что инициатором начала борьбы Москвы за великокняжеский ярлык стал митрополит Алексий- глава Русской Православной Церкви, который был негласной главой и Боярской Думы.

    В одиннадцать лет Дмитрию пришлось решать серьёзную проблему- возвращать себе великокняжеский Владимирский престол. Малолетний князь с большой свитой отправился в ставку ордынского хана и потерпел неудачу- в ярлыке ему было отказано. Но эта поездка для Дмитрия стала важным уроком: он своими глазами увидел, что такое Орда. Именно тогда одиннадцатилетний подросток принял решение объединить Русь в единое мощное и независимое государство.

    В 1362 году борющиеся за великокняжеский ярлык московский князь Дмитрий Иванович и нижегородский князь Дмитрий Константинович снова отправились в Сарай к новому хану Мурату. На сей раз великокняжеский ярлык был отдан московскому князю Дмитрию Ивановичу.

    Князь Дмитрий Иванович Донской. Портрет из Титулярника. XVII в.
    Князь Дмитрий Иванович Донской. Портрет из Титулярника. XVII в.

    Однако этим борьба за ярлык не закончилась- в противостояние вмешался соперник хана Мурата ордынский хан Абдулла. Первый хан Мурат контролировал восточную Орду, а второй хан Абдулла- западную Орду. Получив ярлык у Мурата, московские князья решили перестраховаться и получить второй ярлык у Абдуллы. Это вызвало законный гнев Мурата, и он снова передал великокняжеский ярлык нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу.

    Конец противостояния Москвы и Нижнего Новгорода

    Но Москва не отказалась от борьбы за великое княжение и в 1363 году московские полки под предводительством юного князя Дмитрия Ивановича вынудили суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича уйти из стольного града Владимира в Суздаль.

    Митрополит Алексий добился того, чтобы Дмитрий Константинович добровольно отдал право на владение великокняжеским титулом тогда ещё юному двенадцатилетнему Дмитрию Ивановичу.

    Дмитрий Константинович не против был вернуться в свой Нижний Новгород, однако там правил его брат и соперник Борис, который не желал покидать княжеский престол. Тогда Москва употребила всё своё влияние- митрополит Алексий просто закрыл в Нижнем Новгороде все церкви. Одновременно из Москвы выступило войско. Такого давления Борис не выдержал и уступил нижегородский княжеский престол своему брату. Приняв нижегородский княжеский престол, Дмитрий Константинович отказался от ярлыка на великое княжение. В 1364 году он заключил с Москвой политический союз, который вскоре был скреплён ещё и родственными узами: в январе 1366 года Дмитрий Константинович выдал свою 13-летнюю дочь Евдокию за 15-летнего московского князя Дмитрия Ивановича. Нижегородско-суздальские и московские князья породнились, и это их примирило.

    Княгиня Евдокия Московская
    Княгиня Евдокия Московская

    Свадьба состоялась в подмосковной Коломне. Евдокия стала московской княгиней. Впоследствии она была прославлена в лике православных святых как преподобная Ефросинья Московская. Этот вначале политический союз вошёл в историю как пример высоких нравственных отношений и верной любви. За 23 года супружества у них родилось 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери.

    Дмитрий Донской строит белокаменный московский Кремль

    В 1367 году в быстро разраставшейся Москве началось уникальное для Руси строительство-возведение каменных кремлёвских стен. Поводом к строительству явился страшный пожар 1365 года. Пожар начался в церкви Всех Святых и уничтожил за два часа всю Москву. Пожар этот получил название Всесвятского. При Орде такое строительство каменных городских стен было запрещено, чтобы русские города оставаться беззащитными. Строительство каменного кремля требовало больших денег. Но деньги у Москвы были, ведь не вся дань, которую собирал великий князь, уходила в Орду. Да и время было удачное,- Орде, охваченной внутренними распрями, было не до Москвы.

    Строительство белокаменного Кремля в Москве. Миниатюра конца XVI в.
    Строительство белокаменного Кремля в Москве. Миниатюра конца XVI в.

    Организовать такое грандиозное строительство шестнадцатилетнему князю одному было не под силу, поэтому ему помогал митрополит Алексий. В качестве материала для строительства был использован местный белый известняк. Несмотря на то, что из камня были сооружены только некоторые башни, основания стен и стена, выходящая на Красную площадь, через два года московский кремль представлял из себя фактически неприступную крепость. С тех пор и до настоящего времени Москву называют «белокаменной».

    Кремль при Дмитрии Донском. А.М.Васнецов
    «Москва белокаменная», Кремль при Дмитрии Донском. Художник А.М.Васнецов

    Новый московский кремль предназначался вовсе не для защиты от ордынских набегов. Строительство должно было продемонстрировать силу Москвы её давним соперникам в борьбе за великокняжеский престол- тверским князьям и их грозному союзнику- Литве.

    «Литовщина»

    Тверь была очень сильным городом с амбициозными князьями. В годы правления Дмитрия Ивановича там правил князь Михаил Александрович, вступивший в борьбу за великокняжеский ярлык и даже добившийся его. Тверь в своих действиях была союзником Литвы. Великий князь литовский Ольгерд был женат на сестре тверского князя Михаила.

    Военные действия против Твери начались уже в 1367 году, когда московская рать вторглась в тверские владения на правом берегу Волги. На следующий год тверского князя Михаила Александровича, приглашённого в Москву, заточили в темницу. Вышел он оттуда только потому, что в Москву прибыли важные ордынские вельможи, и Дмитрий Иванович, опасаясь неприятностей, отпустил своего пленника.

    Оскорблённый князь Михаил Тверской сразу же обратился за помощью к великому князю литовскому Ольгерду. Ольгерд, давно зарившийся на московские земли, немедленно откликнулся и осенью 1368 года подступил к Москве. Дмитрий Иванович заперся в только что отстроенном белокаменном Московском Кремле, и литовцы были вынуждены готовиться к штурму московской крепости. Однако, война с крестоносцами, которую вёл Ольгерд, не позволила ему долго находиться под стенами Москвы. Простояв под стенами Московского Кремля около трех недель, они так и не рискнули начать штурм крепостных стен и ушли. Но окрестности Москвы впервые за сорок лет испытали неприятельское нашествие. Города и сёла были разорены, скот угнан, множество людей захвачено в плен.

    В 1370 году князь Михаил Тверской, получив великокняжеский ярлык от очередного ордынского князя Булака, попытался обойти московские заставы и вернуться в Тверь. Однако это ему не удалось и, едва спасшись, он снова убежал в Литву. В Литве он снова подговорил Ольгерда начать новый поход на Москву. Новая осада Московского Кремля в декабре 1370 года опять не была успешной, так как литовцы узнали, что на помощь Москве двинулись полки Серпуховского и Рязанского князей. Ольгерд снял осаду Москвы и спешно вернулся в Литву.

    В 1371 году Тверской князь вторично получил от ордынского князя Булака ярлык на великое княжение и отправился в сопровождении ханского посла Сары-хожа двинулся на Русь. По прибытии в великокняжеские земли ханский посол потребовал от Московского князя срочно явиться во Владимир и признать старейшинство Тверского князя Михаила Александровича. Однако Дмитрий Иванович, как гласят летописи, смело заявил татарскому послу: «К ярлыку не еду, а в земли на княжение на великое не пущаю, а тебе, послу, путь чист». В результате Сары-хожа сам явился в Москву, где, неожиданно получив богатые дары и обещания, признал права Московского князя на великокняжеский ярлык.

    В этой ситуации тверской князь вновь был вынужден бежать в Тверь и вновь обратился к князю Ольгерду Литовскому за военной поддержкой.

    В 1372 году Ольгерд в третий раз пошёл походом на Москву. Однако, в районе Любутска на Оке московская рать разгромила литовский сторожевой полк, после чего неприятель вынужден был вернуться в Литву. А затем Ольгерд направил Дмитрию неожиданное предложение о заключении «вечного мира».

    Дмитрий Иванович принял взаимовыгодное предложение. И уже в июле 1372 года между Вильно и Москвой был заключен мирный договор. В договоре с Литвой появилась запись о признании великого владимирского княжения как вотчины московских князей, то есть о передаче власти от отца к сыну по наследству. Кроме того, вотчиной московских князей признавался и Новгород.

    Тем самым Ольгерд Литовский полностью отказался от поддержки любых притязаний Михаила Тверского на обладание великокняжеским престолом, и Тверь лишилась своего главного и сильного союзника. Ольгерд же получил возможность без оглядки на Москву воевать с крестоносцами.

    Дмитрий Донской и усмирение Твери 

    В 1375 году Михаил Тверской вновь получил в Орде великокняжеский ярлык и напал на Углич и Торжок. Тогда, собрав большое объединённое войско Московского, Смоленского и Брянского князей, Дмитрий Иванович пошёл войной на князя Михаила Александровича. Тверской князь затворился в тверской крепости и рассчитывал отбиться. Однако, видя изнеможение своих войск, Михаил Тверской запросил Дмитрия Московского о мире. Великий князь Дмитрий Иванович, не желая разорения Твери, подписал с тверским князем мирный договор, по которому тверской князь признал себя «молодшим братом» московского князя, а великое княжение его отчиной. Так Москва становилась главным городом, вокруг которого должны были сплотиться и объединиться русские земли.

    Важнейшим условием этого договора явился военный союз при нападении Литвы или Орды на Москву или Тверь. Дмитрий Иванович не сомневался, что такая необходимость скоро наступит, потому что уже с начала семидесятых годов начал задерживать дань Орде и выполнять её требования. В период междоусобиц Сараю было не до Москвы, но вскоре Орда снова напомнила о себе.

    Создание великорусского княжеского союза для борьбы с Ордой

    Дмитрием Донским всю жизнь владела главная идея- освободиться от ордынского ига. Именно Дмитрий Донской был первым, кто осуществил эту мечту: в середине семидесятых годов четырнадцатого века он перестал платить дань Орде. В это время Золотая Орда (Улус Джучи) утратила своё могущество, начала распадаться на части и терять свои земли. Перед Дмитрием Донским открылась большая перспектива. Он начал заново собирать разваливающуюся владимирскую Русь.

    Многие годы в Москве концентрировалась власть, поэтому в середине семидесятых годов XIV столетия Москва стала самым экономически сильным княжеством с мощной дружиной.

    К 1375 году сложилась следующая политическая ситуация: новгородское и тверское княжества больше не претендовали на великое княжение; рязанское княжество частично было в союзе с Москвой, с Литвой был заключен мирный договор. Все северо-русские князья видели, что сила за Москвой.

    Используя данный расклад сил, Дмитрий Донской и митрополит Алексий в середине 1370-х годов создали мощный кулак русских князей-великорусский княжеский союз. Главной целью этого княжеского союза было освобождение Руси от ордынского ига.

    В ноябре 1374 года в Переяславле состоялся съезд русских князей, на котором были подписаны договорные грамоты о совместной борьбе с Ордой. Все князья обещали служить Дмитрию Ивановичу и по его призыву идти на Орду.

    У Дмитрия Донского была цель-вывести великорусский княжеский союз на бой с Ордой. С одной стороны, Орда слабела, там шла братоубийственная война. С другой стороны, северо-русские князья постепенно понимали силу Москвы и вынуждены были с этим считаться. В этом проявились политическое чутьё и организаторский талант Дмитрия Ивановича. В это время Дмитрию Донскому было 25 лет.

    Историки не единодушны в отношении того, кто убедил Дмитрия Донского начать вооруженную борьбу с Ордой? Большинство историков утверждает, что этим человеком стал влиятельный игумен Троицкого монастыря, выдающийся пастырь Сергий Радонежский. Однако, другие считают, что это был митрополит Алексий- самый влиятельный политический деятель той поры, фактически определявший политический курс Москвы.

    Однако, усиление владимирской Руси, немедленно вызвало противодействие со стороны противников- Золотой Орды и Литвы. Орда напала на Нижний Новгород, на Рязань. Города эти пришлось защищать московским войскам. Так что постепенно великорусский союз начал уменьшаться. В результате на Куликово поле русская рать вышла с меньшим составом, чем ходила под Тверь в 1375 году.

    Начало борьбы за освобождение от ига Золотой Орды

    Примирение с Литвой и усмирение Твери позволили Дмитрию Донскому и митрополиту Алексию сконцентрировать внимание на взаимоотношениях с Ордой.

    Внутренние распри раскололи Золотую Орду на две части с границей по Волге. Власть на правобережье захватил темник Мамай. Он не был законным ханом, потому что в его жилах не текла кровь потомков Чингизхана. Однако он всерьёз рассчитывал вернуть Орде былое могущество.

    На левобережье утвердился законный хан Тохтамыш, тоже стремившийся к власти над всей Золотой Ордой. Мамаю предстояла решающая схватка с Тохтамышем, за которым стоял грозный Тамерлан.

    Ожесточенная борьба за власть в Золотой Орде подвигла великого князя Дмитрия Ивановича начать борьбу за свержение ордынского ига. В 1374 году после отказа Дмитрия Донского платить дань хану Мамаю, последовало «размирье» с Золотой Ордой и отказ от признания самозванных мамаевых князей. В таких условиях Мамай воевать с Тохтамышем не мог, поэтому сначала он решил выступить против Москвы.

    Сначала Мамай попытался получить дань с более сговорчивого суздальского-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Мамаем была послана тысяча воинов во главе с Мурзой Сарайкой. Однако князь Дмитрий Константинович проявил полную солидарность с великим московским князем Дмитрием Ивановичем и перебил весь татарский отряд.

    В конце 1375 года ордынцы совершили набег на земли Новосильского княжества и сожгли его столицу город Новосиль. Князь Роман Семёнович Новосильский был давним и верным другом Москвы. В этой ситуации Московский князь Дмитрий Иванович вышел со своим войском за пределы своего княжества навстречу татарской рати. Однако, Мамай не решился предпринять новый поход на русские земли, и московская рать отошла назад.

    Весной 1377 года московско-нижегородская рать под руководством московского воеводы Дмитрия Ивановича Боброка-Волынца и нижегородских князей Василия Дмитриевича и Ивана Дмитриевича совершила удачный поход против Булгарской Орды, фактически отделившейся от Сарая. Русская рать разгромила булгарских татар и получила от них большую военную контрибуцию.

    Гибель русского войска на реке Пьяной

    Вскоре, узнав, что неприятель вновь готовит поход на новгородские земли, Дмитрий Донской выслал навстречу ордынскому войску пять полков во главе с городецким князем Иваном Дмитричем. В начале июля 1377 года русские ратники подошли к левому берегу реки Пьяная и встали там лагерем, ожидая врага. Однако, узнав, что ордынцы стоят далеко, русские ратники сняли доспехи и стали пировать. 2 августа 1377 года ордынцы под предводительством царевича Арапши напали на спящих русских воинов и перебили их. Часть русского войска погибла в лагере, а часть, спасаясь бегством, утонула в реке. Разгромив русское войско, ордынцы разорили и разграбили Новгородское и Рязанское княжества, а затем вернулись в Заволжские степи.

    Победа русских на реке Воже
    Битва русских с татарами на реке Воже в 1378 г. Миниатюра из лицевого свода. XVI в.
    Битва русских с татарами на реке Воже в 1378 г. Миниатюра из лицевого свода. XVI в.

    Летом 1378 года Мамай снова направил на Русь новую многотысячную Орду во главе с мурзой Бегичем. На этот раз поход против татар возглавил сам великий московский князь Дмитрий Донской. Он собрал вдвое большую рать, переехав за Оку, вошёл в Рязанскую землю и встретился с татарами на реке Воже. В составе русского войска были только великокняжеские и рязанские полки. Большой полк возглавил сам Дмитрий Иванович, полк левой руки- его окольничий Тимофей Васильевич Вельяминов, а полк правой руки-князь Даниил Пронский. Решающая битва началась утром 11 августа 1378 года неудачной попыткой татар форсировать реку Вожу. После чего русская рать ударила по ним: с одной стороны-Тимофей Вельяминов, а с другой стороны- князь Даниил Пронский. Великий князь Дмитрий Иванович ударил «в лоб». Татары побросали копья и побежали за реку. Наше войско преследовало бегущих татар, убив множество копьями и мечами. Дмитрий Донской вернулся в Москву с великой победой, а воины получили большое вознаграждение.

    Куликовская битва

    Потерпев поражение на реке Воже, ордынский темник Мамай вполне осознал реальную угрозу полной потери русских земель. Поэтому он вскоре начал подготовку к генеральному сражению с Москвой.

    К весне 1380 года Мамай собрал под свои знамёна довольно внушительные силы. Вот как написано об этом в «Московском летописном своде»: «Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска бесермен, армен, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов. Также собрался с Мамаем, единомыслен с ним и единодушен, и литовский князь Ягайло Ольгердович со всеми силами литовскими и польскими, и с ними же заодно Олег Иванович, князь рязанский. Со всеми этими сообщниками пошел Мамай на великого князя Дмитрия Ивановича и на брата его князя Владимира Андреевича».

    Дмитрий Донской внимательно следил за ситуацией в Орде, в том числе через своих доверенных лиц: московского посла в Сарае Захария Тютчева и воеводы сторожевого полка Василия Тупикова, стоявшего на границе с Ордой. Именно от них Дмитрий Донской получил информацию о том, что объединённые силы Мамая к осени придут на Русь.

    Убедившись, что Мамай усиленно готовится к большому походу на Москву, великий князь Дмитрий Иванович велел всем ратным людям прибыть к Коломне 15 августа 1380 года. «Сказание о Мамаевом побоище» и «Летописная повесть о Куликовской битве» содержат информацию о том, какие силы русских приняли участие в этом сражении.

    Великий князь московский Дмитрий Иванович рассылает грамоты по русским городам для объединения сил

    Накануне Куликовской битвы под знамёнами Дмитрия Донского собрались:

    Во-первых, полки всех крупных великокняжеских городов: Владимира, Москвы, Суздаля, Коломны, Звенигорода, Можайска, Волока, Серпухова, Боровска, Переяславля, Дмитрова, Юрьева, Костромы, Углича, Галича, Бежецкого Верха, Вологды и Торжка.

    Во-вторых, дружины всех удельных князей: Владимира Андреевича Серпуховского, Фёдора Романовича Белозёрского, Ивана Васильевича Вяземского, Василия Васильевича Ярославского, Андрея Фёдоровича Ростовского, Андрея Фёдоровича Стародубского, Фёдора Михайловича Моложского, Семёна Михайловича Кашинского, Романа Семёновича Новосельского, Романа Михайловича Брянского, Андрея Ольгердовича Полоцкого и Дмитрия Трубецкого.

    26 августа 1380 года в Коломне Дмитрий Донской провёл смотр всех полков и отдал приказ к построению походного строя. Все прибывшие силы, включавшие городовые и княжеские полки, а также полки посадских ополченцев были сведены в пять тактических единиц: передовой полк, большой полк, полк правой руки, полк левой руки и резервный полк. Для каждого тактического полка были назначены старшие воеводы, напрямую подчинявшиеся великому князю и воеводам организационных полков: Михаил Иванович Брен, Иван Родионович Квашня, Семён Данилович Мелек, Михаил Иванович Акинфов, Тимофей Васильевич Акатьев, Микула Васильевич Вельяминов, Фёдор Васильевич Грунко, Лев Иванович Морозов и другие.

    Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с Ордой Мамая. Миниатюра из летописного свода. XVI в.
    Войско князя Дмитрия выезжает тремя восточными воротами Кремля на битву с Ордой Мамая. Миниатюра из летописного свода. XVI в.

    Оценив сложившуюся обстановку, а также то, что на сторону Мамая перешёл рязанский князь Олег Иванович, Дмитрий Иванович вышел в поход по левому берегу Оки, чтобы не пострадали жители рязанского княжества. Дойдя до устья Лопасни, он форсировал Оку и резко повернул на юг, направляясь к границам Золотой Орды.

    6 сентября 1380 года русская рать достигла верховьев Дона, разбила ордынский сторожевой отряд и стала лагерем на левом берегу реки. Судя по летописным источникам («Сказание о Мамаевом побоище»), вот как складывалась Куликовская битва.

    Русский стан утром 8 сентября 1380 года. Миниатюра из лицевого свода. XVI в.
    Русский стан утром 8 сентября 1380 года. Миниатюра из лицевого свода. XVI в.

    Подойдя к левому берегу Дона, в деревне Черново русские князья и воеводы собрали совет о плане дальнейших действий.

    Вероятно, сначала Дмитрий Иванович не собирался переходить Дон, однако, получив известие от своих сторожей о том, что Мамаева Орда кочует у Кузьминой гати в ожидании войск Ягайло Литовского и Олега Рязанского, он принял решение переправиться на правый берег Дона и дать сражение Мамаю на расположенном здесь Куликовом поле. Сразу после переправы через Дон он приказал сжечь все пять мостов, заявив своим ближним князьям и боярам: «Аще побием, то спасемся. Аще ли умрем, то вси общую смерть приимем от князя и до простого смерда». Помимо этого чисто психологического аспекта важную роль в принятом решении имели и тактические соображения: во-первых, переправа через Дон позволила сохранить стратегическую инициативу, а во-вторых, дала возможность обезопасить свои тылы в случае подхода к полю битвы союзников Мамая- литовского и рязанского князей.

    7 сентября по старому стилю (20 сентября по новому стилю) 1380 года сторожевой отряд под командованием боярина Семёна Мелека вступил в бой с передовым разъездом ордынской конницы и нанёс ему значительный урон. Тем временем Семён Мелек донёс Дмитрию Ивановичу, что татары находятся уже на Гусином броду и посоветовал ему подготовиться к встрече с врагом. Вечером 7 сентября вся русская рать была выстроена на Куликовом поле в боевой порядок.

    Куликовская битва
    Куликовская битва

    В авангарде русских войск был поставлен сторожевой полк во главе с князьями Семёном Оболенским и Фёдором Тарутским.

    За ним по центру был поставлен большой полк великого московского князя Дмитрия Ивановича, возглавляемый московским окольничим Тимофеем Вельяминовым.

    На флангах основных сил были поставлены полк правой руки во главе с князьями Андреем Полоцким и Андреем Ростовским и полк левой руки во главе с князьями Василием Ярославским и Фёдором Мологским.

    В дубраве, расположенной между реками Доном и Смолкой, был поставлен засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским, двоюродным братом Дмитрия Донского, и воеводой Дмитрием Ивановичем Боброк-Волынским.

    В субботу 8 сентября 1380 года с утра на Куликовом поле был густой туман. Около полудня, когда туман рассеялся, Дмитрий Донской повелел своим полкам выступать. Полки двинулись вперёд и вышли к высотам Куликова поля. В это время с Красного холма, где находилась ставка Мамая навстречу русским ратникам стремительно двинулась татарская пехота, которая скоро остановилась, так как не успела развернуть весь свой строй для отражения атаки сторожевого полка. Воспользовавшись этой ситуацией, великий князь, вернулся из сторожевого полка в великий полк, где находилась ставка великого князя Дмитрия Донского. Великий князь снял свои великокняжеские доспехи, отдал их своему знаменосцу-ближнему боярину Михаилу Ивановичу Бренко, облачился в доспехи простого воина и вновь вернулся в строй. Многие князи и воеводы просили его, чтобы он не бился в переднем строю, а занял место сзади или на крыле, однако великий князь заявил своим ближним князьям и боярам, что он должен подавать пример доблести не только словом, но и делом.

    Тем временем сторожевой полк продвинулся далеко вперёд и оказался не только под ударом передовых ордынских отрядов, но и главных сил татарской конницы, ударивших по нему с флангов. Когда Дмитрий Иванович понял, что сторожевой полк, истекая кровью, вряд ли сможет удержать неприятеля, то он вступил в бой всеми своими ратями. Оба войска столкнулись, и началась великая и кровавая битва. Погибло великое множество воинов с обеих сторон, так что коням невозможно было ступать по мертвым телам.

    В этом кромешном аду самым устойчивым оказался полк правой руки, отразивший все атаки ордынской конницы. В центр русского войска противник нанёс главный удар и после трёхчасового боя в районе большого полка сложилась критическая ситуация. Однако стойкость владимирских и суздальских ратников позволила восстановить передний строй войска и отразить очередную атаку неприятеля. В результате противник вынужден был перенести главный удар на полк левой руки, где были более пологие овраги в верховьях реки Смолки, что позволило неприятелю задействовать всю свою конницу. В результате этого удара пешая русская рать была посечена, и татары начали одолевать.

    В результате этого маневра ордынцы стали всюду теснить русские полки и уже торжествовать победу. Но в самый критический момент битвы засадный полк с яростью набросился на врага сзади. В результате этой атаки, которую татары никак не ожидали, ордынцы побежали, а русские гнали их «бьющи и секущи». Неожиданный удар свежей русской кавалерии стал переломным в ходе Куликовской битвы. И под натиском засадного полка, а также полка правой руки и остатков большого полка, татары в беспорядке бросились к Красному холму. Мамай, видя, что уже не может противостоять русским, побежал с остатками своего войска. Русская рать без промедления стала преследовать остатки разбитого противника и гнала их до реки Мечи, а княжеские полки гнали противника до их стана и взяли много добычи из имущества неприятеля.

    Избиение ордынцев. Миниатюра из Лицевого свода. XVI в.
    Избиение ордынцев. Миниатюра из Лицевого свода. XVI в.

    Разгром Мамая в Куликовской битве был полный, хотя победа досталась очень дорогой ценой. В сражении погибли тысячи ратников и ополченцев, воеводы Фёдор Романович и Иван Фёдорович Белозёрские, Фёдор Константинович Тарусский, Михаил Иванович Бренко, Иван Иванович Толбуга, Андрей Иванович Серкиз, Лев Иванович Морозов, Тимофей Васильевич Окатьев, Микула Васильевич Вельяминов, Михаил Иванович Окинфиев и многие другие.

    Похоронив ратников, русская рать двинулась в обратный путь и в начале октября 1380 года победоносно вернулась в Москву. Православный народ восторженно встретил победителей и нарёк великого князя Дмитрия Ивановича Донским.

    Прямым следствием полного разгрома Мамая в Куликовской битве было то, что Мамая литовский князь Ягайло, шедший на помощь Мамаю, со всей своей ратью убежал назад, страшась одного имени Дмитрия Донского. А Олег Рязанский, второй союзник Мамая, со своим войском бежал в Литву, чтобы переждать, когда Дмитрий Иванович пройдёт с ратью через рязанские земли, а потом уже вернуться в Рязань.

    При изучении Куликовской битвы историки не сходятся во мнении по целому ряду проблем.

    1) во-первых, какова была численность войск, принимавших участие в Куликовской битве?

    В различных исторических источниках, в том числе в «Сказании о Мамаевом побоище», в «Летописной повести о Куликовской битве», в «Никоновской летописи» и многих других приводятся данные о том, что численность войска Дмитрия Донского составляла от 150 до 400 тысяч ратников. Многие историки XIXXX веков, в частности Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, не подвергали эти данные сомнению. Однако ещё в XVIII веке первый русский историк В.Н.Татищев сомневался в достоверности этих сведений и говорил, что численность русского войска на Куликовом поле составляла около 60-ти тысяч ратников. В XX веке многие советские историки, проведя различные подсчёты, утверждали, что под знамёнами Дмитрия Донского собралось от 50 до 70 тысяч ратников.

    В настоящее время в результате исследований Верхне-Донской археологической экспедиции ГИМ (Государственный исторический музей) на месте Куликовской битвы под руководством российских историков и археологов О.В.Двуреченского и М.И.Гоняного , было установлено, что Куликовская битва была исключительно конным сражением, в котором принимало участие не более 5-10 тысяч ратников.

    Что касается численности Мамаева войска, то тут тоже очень большие разногласия во мнениях. Разбег численности составляет от 150 до 10 тысяч всадников.

    2) Во-вторых, где именно происходила Куликовская битва?

    До недавнего времени особых споров по этому вопросу не было, потому что ещё в начале XIX века тогдашние историки установили, что Куликовская битва происходила в междуречье Дона и Смолки на территории Куликова поля на левом берегу Дона.

    В начале 1980-х годов многие советские учёные усомнились в достоверности этих данных и впервые заявили, что традиционно принятая схема Куликовского сражения, представленная во всей учебной и научной литературе, малодостоверна. По их мнению,

    1. Фронт битвы был значительно меньше, порядка двух-трёх вёрст.
    2. Куликовская битва начиналась на правом берегу Дона, а на Куликовом поле состоялось её завершение.

    В настоящее время целый ряд историков поддерживают это мнение своих предшественников.

    Оценка последствий Куликовской битвы

    Положительные последствиями Куликовской битвы для усиления и освобождения Руси:

    1. Поход против Мамая стал первым крупным общерусским походом против Орды.

    2. Разгром Мамая положил начало периоду освобождения русских земель от иноземного владычества.

    3. Победа Дмитрия Донского над золотоордынским темником Мамаем в Куликовской битве в сентябре 1380 года значительно укрепила авторитет Московского княжества в других русских землях. По словам российского историка В.О.Ключевского: «Русское государство родилось на Куликовом поле». После Куликовской битвы уже никто из русских князей не мог оспаривать верховенство Москвы, как центра собирания всех русских земель.

    Отрицательные последствия Куликовской битвы:

    Мамай так и не оправился от поражения и был разбит своим противником Тохтамышем. Золотая Орда воссоединилась под властью законного чингизида хана Тохтамыша, правившего Ордой 15 лет. Тохтамыш готов был вновь утвердить власть монголов над Русью и в 1382 году разорил земли Московского княжества, обманом взял Москву, разграбил её и сжёг.

    Разорение земель Московского княжества ханом Тохтамышем

    После разгрома Мамая новый ордынский хан Тохтамыш направил к русским князьям своих послов. В декабре 1381 года Дмитрий Донской и другие русские князья, одарив и с честью отправив ханских послов, направили в Сарай своих послов с богатыми дарами законному хану Тохтамышу.

    Обмен посольствами носил характер дипломатического этикета, так как после разгрома Мамая Дмитрий Донской отказался признать власть ордынских царей и восстановить какие-либо отношения с Сараем.

    После Куликовской битвы Дмитрий Донской не проявил преданности Орде, иначе невозможно объяснить поход на Москву хана Тохтамыша летом 1382 года. Но существовали и другие причины похода Тохтамыша на Москву: распад великорусского княжеского союза, принимавшего участие в Куликовской битве и поражение в борьбе с Ягайло литовского князя Кейстута- союзника Москвы.

    Летом 1382 года хан Тохтамыш внезапно захватил Булгарскую Орду, давно отделившуюся от Сарая, и, переправившись через Волгу, вступил в земли нижегородского княжества. Узнав об этом, нижегородский князь Дмитрий Константинович выразил Тохтамышу полную покорность, направив к нему двух своих сыновей Василия и Семёна, которые вместе с ханом Тохтамышем направились к пределам рязанского княжества.

    Рязанский князь Олег Иванович, год назад признавший себя вассалом Дмитрия Донского, тоже изъявил покорность ордынскому хану и указал ордынцам броды на реке Оке.

    Известие о походе Тохтамыша было для Дмитрия Донского полной неожиданностью, однако он вышел навстречу неприятелю, чтобы дать ордынцам бой на границе с рязанским княжеством. Однако, не получив обещанной поддержки от своих союзных князей, повернул на север и ушёл в Кострому. Отход от границ своего княжества был вызван необходимостью собрать свежие полки для отпора неприятелю и уверенностью в том, что до его подхода ордынцы не смогут взять хорошо укреплённый московский кремль.

    Тем временем Тохтамыш беспрепятственно переправился через Оку. Разоряя сёла и убивая их население, Тохтамыш взял Серпухов. После взятия Серпухова Тохтамыш тронулся на Москву. Узнав о приближении ордынцев, часть боярской верхушки во главе с новым митрополитом Киприаном стала уговаривать москвичей не противиться воле законного ордынского царя и сдаться на милость победителя. Однако, сами москвичи, собрав народное вече, решили не признавать власть ордынского хана и стоять до конца. Было принято решение сжечь городские посады и запереться в каменном московском кремле. Во главе обороны кремля решено было поставить литовского князя Остея Дмитриевича, бывшего на службе у Дмитрия Донского. Благодаря хорошо укреплённому Кремлю московское ополчение сумело отразить три приступа татар.

    Оборона Москвы от хана Тохтамыша с применением пушек. Миниатюра из Летописного свода. XVI в.
    Оборона Москвы от хана Тохтамыша с применением пушек. Миниатюра из Летописного свода. XVI в.

    Именно поэтому хан Тохтамыш вынужден был прибегнуть к хитрости, послав для переговоров с москвичами суздальско-нижегородских князей Василия и Семёна, которые приходились родными братьями московской княгини Евдокии- жене Дмитрия Донского. Княгиня в это время уехала в Кострому к своему мужу. Ханские посланцы клятвенно убедили москвичей вступить в переговоры с Тахтомышем, который якобы пришёл с мирными намерениями полюбоваться Москвой. Но как только князь Остей в сопровождении духовенства и бояр выехал из ворот, ордынцы перебили их и устроили настоящий погром во всём городе. В результате было убито более двадцати тысяч москвичей. Разграбив и разорив столицу московского княжества, ордынское войско разделилось на две части и пошла уничтожать близлежащие города и сёла. Однако у Волоколамского один из сторожевых отрядов был разбит Владимиром Серпуховским , и татары, опасаясь новых столкновений с княжеской ратью, шедшей на помощь Москве, спешно покинули пределы великокняжеские земли, разорив по дороге Коломну и Рязань.

    Мирный договор между Москвой и Сараем

    Несмотря на погром Москвы, Дмитрий Донской не пошёл на поклон к Тохтамышу и начал готовиться к новой войне с Ордой. Это вызвало большую тревогу в Сарае и в октябре 1382 года в Москву прибыл ханский посол Карач, который привёз Дмитрию Донскому условия мирного договора с Сараем.

    Условия договора между Москвой и Сараем были следующие:

    -московский князь вновь признаёт себя вассалом Золотой Орды и возобновляет уплату ежегодной дани Орде в размере пяти тысяч рублей серебром, что было значительно меньше той суммы, которую русские земли традиционно платили в Сарай;

    — московский князь признаёт двухгодичный долг перед Ордой в размере восьми тысяч рублей и обязуется выплатить его в ближайшие три года;

    -ордынский хан признаёт великокняжеский ярлык за московским княжеским домом, однако из системы великого владимирского княжения исключает Тверское княжество, правитель которого будет получать именной ханский ярлык на своё княжение в Орде.

    В апреле 1383 года согласно условиям этого исторического договора Дмитрий Донской отправил в Орду новое посольство. В состав посольства входили старший сын Дмитрия Донского Василий и несколько ближних бояр. Посольство получило в Сарае великокняжеский ярлык и вернулось в Москву. Однако, Василий был оставлен в Сарае в качестве заложника и гаранта исполнения Дмитрием Донским договорных обязательств. В Сарае находились в заложниках и сыновья других русских князей. При хане Тохтамыше основой поддержания господства в русских землях стала новая система княжеских заложников.

    Однако, в 1385 году князь Василий бежал из Орды в Литву. Тогдашний удельный трокский князь Витовт, племянник Ольгерда, ставший впоследствии великим литовским князем, при поддержке митрополита Киприана обручил единственную дочь свою дочь Софью с наследником московского престола.

    В январе 1388 года Витовт отпустил князя Василия в Москву. Однако, Дмитрий Донской, прекрасно знавший далеко идущие планы своих давних политических соперников, обряд обручения своего сына с литовской княжной не признал и не позволил своему наследнику жениться на литовской княжне.

    Значение поражения от хана Тохтамыша

    До Куликовской битвы объединение русских князей происходило на договорной основе. При этом Дмитрий Донской обещал князьям, которые шли под его руководство, те или иные «кормления». В том числе, он отдавал князьям города и земли из своего княжества. До трагедии 1382 года шло создание союза князей.

    После нашествие Тохтамыша союз князей распался, и Московский князь оказался один. Поражение от Тохтамыша открыло глаза Дмитрию Донскому на то, что государство нужно строить на другой основе, а именно-на основе расширения границ Московского государства. Подошло время консолидации.

    Сильная власть правителя в России выстрадана веками собственной истории. По-другому государства не собрать.

    Отношения с Русской Православной Церковью

    Незадолго до кончины выдающегося пастыря Русской Православной Церкви митрополита Алексия за освобождающийся митрополичий престол. В этой борьбе приняли участие разные политические силы. Сам митрополит Алексий хотел видеть своим преемником игумена Сергия Радонежского.

    Покров лицевой с шитым изображением Сергия Радонежского. 1422-1424 гг. Фрагмент.
    Покров лицевой с шитым изображением Сергия Радонежского. 1422-1424 гг. Фрагмент.

    Дмитрий Донской хотел видеть на митрополичьем престоле в Москве своего духовника коломенского священника Митяя, с которым от познакомился и подружился ещё в 1366 году, когда состоялся его брак с юной княжной Евдокией Дмитриевной. Митяй был одной из самых влиятельных персон великокняжеского двора.

    Митрополит Алексий, который неизменно поддерживал московскую великокняжескую власть, но на сей раз пошёл наперекор великому князю и заявил ему, что новичок в монашестве не может быть главой Русской Православной Церкви. Однако, Дмитрий Донской твёрдо стоял на своём и докучал митрополиту Алексию. Митрополит Алексий оставался непреклонен.

    Сразу после смерти митрополита Алексия в 1378 году начались проблемы с избранием нового митрополита. Преподобный Сергий Радонежский предложил князю избрать митрополитом суздальского архиепископа Дионисия, с чем Дмитрий Иванович не согласился, настаивая на своём кандидате. По указанию Дмитрия Донского собор русских епископов в Москве избрал архимандрита Михаила (Митяя) наречённым митрополитом. Однако, святитель Дионисий выступил против решения собора и указал, что поставление первосвященника без воли вселенского константинопольского патриарха будет незаконно. Архимандрит Михаил был вынужден отъехать в Константинополь. За ним следом самовольно отправился и архиепископ Дионисий. Возникла некрасивая ситуация, заложником которой невольно оказался игумен Сергий Радонежский, поручившийся, что Дионисий не поедет в Константинополь. Во время своей поездки в Константинополь архиепископ Михаил скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах. Один из сопровождавших его архиепископов-Пимен, который был утверждён митрополитом Киевским и всея Руси по подложным грамотам великого князя. Дмитрий Донской и церковный клир не признали митрополитом Пимена и не пустили его в Москву. Под Коломной лжемитрополит был взят под стражу и отправлен в Чухлому. Все эти нестроения привели к тому, что греки прислали в Москву митрополита Киприана, несколько лет возглавлявшего русско-литовскую митрополию в Киеве, которого в Москве просто не захотели принять. Слуги Дмитрия донского ограбили его в дороге. Тогда Киприан предпринял решительные действия: он отлучил от церкви и проклял всех причастных к этому лиц, в том числе и Дмитрия Донского. После этого он всё же стал митрополитом Московским, отношения с князем более-менее наладились, но факт анафемы Дмитрия Донского вошёл в историю.

    Духовное завещание Дмитрия Донского

    В отсутствие законного митрополита в Москве произошло сближение Дмитрия Донского с игуменом Сергием Радонежским, который вплоть до смерти великого князя фактически был главой Русской Православной Церкви.

    В конце 1389 года за месяц до своей кончины Дмитрий Донской, будучи дальновидным государственным деятелем, в присутствии игумена Сергия Радонежского, десяти ближних бояр, в том числе Тимофея Вельяминова и Боброка Волынского, составил духовную грамоту, из которой видно, что Дмитрий Донской по праву причислен к лику святых. Написать такой текст мог только глубоко верующий человек, носящий в сердце Христа. В духовной грамоте Дмитрий Донской завещал:

    детям своим жить дружно и слушать во всём свою мать;

    -отчину свою Москву детям своим князьям Василию, Юрию, Андрею и Петру;

    -князя Василия благословил великим княжением без золотоордынского хана (что явилось главным политическим достижением правления Дмитрия Донского);

    — князю Василию продолжить прежний политический курс, по возможности не платить дань Орде и избавить Русь от ордынского владычества.

    Основания для причисления Дмитрия Донского к лику святых

    В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, князь Московский и великий князь Владимирский Дмитрий Донской был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Теперь он именуется святым благоверным князем. День памяти святого благоверного князя Димитрия Донского — 1 июня по новому стилю (19 мая по старому стилю) и 12 октября (29 сентября).

    Князь-Дмитрий-Донской
    Святой благоверный князь Дмитрий Донской

    Главным основанием для прославления является благочестивая личная христианская жизнь князя Димитрия, чему имеются многочисленные исторические свидетельства.

    Вскоре после кончины князя были написаны «Похвальное слово», и «Слово о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича».

    Так, в «Слове о житии и преставлении…» говорится, что «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными и с младенческих лет возлюбил Бога».  Летопись подчёркивает необыкновенную любовь Дмитрия Донского к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся… жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал.»

    Князь Дмитрий был глубоко верующим и благочестивым христианином, о чём свидетельствует строгое соблюдение постов, стремление получить церковное благословение перед каждым важным деянием в своей личной и государственной жизни, благочестивая семейная жизнь. Современники Дмитрия Донского отмечали мудрость, великодушие князя, большую любовь к своему народу, высокую мораль, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным.

    Не смотря на суровые времена, когда проливались реки русской крови, князь Дмитрий старался поступать как православный человек и православный правитель.

    Дмитрий Донской много сделал для Церкви. При нем были возведены монастыри-сторожи Симонов Успенский и Спасо-Андроников, входившие в пояс укреплений, защищавших Москву.

    Благодаря Димитрию Донскому Церковь стала праздновать Димитриевскую родительскую субботу, установленную в память воинов, погибших на Куликовом поле.

    При князе Димитрии Донском в память о православных воинах, павших в Куликовской битве, в Москве построен храм Всех Святых на Кулишках.

    В 1380 году Дмитрием Донским основан Николо-Угрешский монастырь.

    Князь делал богатые пожертвования на храмы и монастыри.

    Кроме того, благодаря Дмитрию Донскому Церковь обрела мощи благоверного князя Александра Невского.

    Дмитрий Донской скончался в цветущем возрасте- в 39 лет. 19 мая 1389 года, почувствовав приближение конца, князь послал за игуменом Сергием Радонежским. Преподобный Сергий исповедал, причастил и соборовал умирающего. Дмитрий Иванович удостоился «безболезненной, непостыдной, мирной» кончины, о которой молится каждый христианин.

    Святые образы (иконы) великого князя Дмитрия Ивановича стали встречаться уже вскоре после его кончины.

    Мощи святого благоверного князя Дмитрия Донского покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля, там же находится один из первых образов святого.

    Церковное и летописное предание о Куликовской битве

    В 1380 году, готовясь выступить в поход против Мамая, великий князь Дмитрий Иванович просил благословения у преподобного Сергия Радонежского-игумена Троицкой обители. Сергий Радонежский предрёк князю победу и, как видимый знак благословения, для поднятия духа русских воинов, направил двух схимников обители, известных военной доблестью, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в русское войско. О Пересвете и Ослябе упоминают главные летописные источники о Куликовской битве: «Краткая летописная повесть» и «Пространная летописная повесть», «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

    Благословение прп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем
    Благословение прп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем

    Со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась Куликовская битва. Во всё время битвы преподобный Сергий с братией молились о победе русского воинства. Победа русским досталась дорогой ценой. Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

    Похоронив павших, князь Дмитрий Донской возвратился в Москву, но прежде он остановился на Угреши где перед битвой ему было чудное видение святителя Николая. Здесь князь повелел соорудить храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Храм этот положил начало Николо-Угрешской обители.

    Чудесное явление Дмитрию Донскому иконы Николая Чудотворца на Угреши
    Чудесное явление Дмитрию Донскому иконы Николая Чудотворца на Угреши

    С Куликовской битвой Церковь связывает ещё одно знаменательное событие. В канун Куликовской битвы произошло чудо явления прадеда Дмитрия Донского Александра Невского пономарям Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В видении благоверный князь Александр восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей Александра Невского. После 117-летнего пребывания в земле святые мощи были обретены нетленными. С тех пор Церковь стала называть Александра Невского «блаженным». Ему было учинено церковное празднование, написаны канон и первые иконы.

    Молитвы благоверному князю Димитрию Донскому

    Тропарь благоверному князю Димитрию Донскому

    Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

    Кондак благоверному князю Димитрию Донскому

    глас 2

    Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, давый тебе силу непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.

    Молитва благоверному князю Димитрию Донскому

    О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

5+