Что за праздник Успение Пресвятой Богородицы?

Икона Успения в Успенском соборе

Успение. Благовестие Пресвятой Богородицы об Успении

Один из главных православных праздников, относящихся к двунадесятым, — Успение Пресвятой Богородицы. Отмечается он 15/28 августа, и ему предшествует строгий двухнедельный пост.

Евангелие от Иоанна гл.19 (25-27) сообщает нам о том, что, уже будучи распятым, Иисус Христос со Креста поручил Свою Пречистую Матерь заботам любимого ученика — апостола Иоанна Богослова.

25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

На этом Евангельское повествование о событиях, связанных с земной жизнью Приснодевы Марии заканчиваются. О дальнейшей Её жизни мы знаем только из церковного Предания, которое бережно сохранялось учениками и апостолами Господа Иисуса Христа.

Церковное Предание повествует о том, что Пресвятая Богородица жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, окружённая не только его сыновней заботой и любовью, но и любовью всех учеников Христа, для которых Она стала общей Матерью. Наравне с другими апостолами она проповедовала о Господе. Из разных стран приходили люди, чтобы увидеть Ту, которая кормила молоком Спасителя, и послушать Её.

Богоматерь часто посещала места, связанные с земной жизнью Её Божественного Сына, молилась и тосковала о Нём. Ей очень хотелось снова соединиться с Иисусом.

Однажды во время молитвы на Елеонской горе, где часто молился Иисус, Богородице явился архангел Гавриил. Это был тот самый Архангел, который когда-то возвестил Ей о том, что Она станет Матерью Спасителя (смотри Благовещение Пресвятой Богородицы). Небесный посланник сообщил Деве Марии о том, что Её молитвы услышаны и через три дня наступит Её Успение (слово «Успение» означает «засыпание»), Она отойдёт ко Христу, но смерть не будет властна над Ней. В знак этого архангел Гавриил вручил Богородице райскую финиковую ветвь, которую должны были нести перед Её телом во время погребения.

Приготовление Богородицы к Успению

Получив весть о том, что скоро Её ждёт Успение и встреча с Сыном, Пресвятая Дева поспешила домой, где сообщила Иоанну Богослову о приближающемся конце своей земной жизни. В подтверждение своих слов она показала ему чудесную финиковую ветвь.

Иоанн немедленно оповестил Иакова — брата Господня, первого епископа иерусалимского,  о скорой кончине Богоматери. Тот в свою очередь оповестил всех христиан, живущих в Иерусалиме и ближайших селениях.

Других апостолов в это время не было в Иерусалиме, потому что они разошлись с проповедью о Спасителе по разным странам. Богородице очень хотелось проститься с апостолами, поэтому Господь чудесным образом собрал их всех, кроме апостола Фомы, у ложа Богородицы.

Народ потянулся в дом апостола. Люди со слезами просили Богоматерь не покидать их. Она же утешала их, говоря, что нужно радоваться, ведь Она скоро встретиться со Своим Божественным Сыном и навсегда останется с Ним. Теперь она у Престола Божия будет непрестанно молить Сына о них и о всех, кто в молитвах будет просить Её о помощи.

Раздав всё своё скудное имущество, Богоматерь просила похоронить Себя в Гефсиманском саду в погребальной пещере, где ранее были упокоены Её святые родители Иоаким и Анна, и праведный Иосиф Обручник.

Успение Пресвятой Богородицы

Вокруг ложа, где лежала и молилась Богородица в ожидании встречи со Своим Божественным Сыном, собрались святые апостолы. Внезапно крыша дома как-будто исчезла, Богородицу осиял Божественный Свет, и Сам Царь Славы Иисус Христос в окружении множества Небесных Сил Бесплотных спустился, чтобы принять Пречистую душу Своей Матери.  Богоматерь, с улыбкой глядя на Господа, мирно скончалась. Церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин считают, что Приснодеве Марии в это время было около 72 лет.

Успение Богоматери
Успение Богоматери. Оборот иконы «Богоматерь Донская» XIV век. Мастер круга Феофана Грека.

Погребение Богородицы

Глядя на бездыханное тело Богородицы, апостолы и друзья оплакивали свою потерю, хотя и понимали, что теперь у них на Небесах появилась Милостивая Заступница и Предстательница. Затем, подняв одр с телом Богородицы, святые апостолы с пением псалмов понесли его через Иерусалим в Гефсиманский сад, сопровождаемые большим количеством народа. Иоанн Богослов шёл впереди процессии с финиковой ветвью в руках.

Во время погребения Пресвятой Богородицы произошло следующее чудо:

шествию преградил дорогу злейший противник христиан — иудейский священник Афоний. Он бросился к одру с телом Богородицы и хотел опрокинуть его. Но как только руки Афония коснулись ложа, Ангел Господень отсёк их мечом. Тогда первоверховный апостол Пётр обратился к упавшему священнику с предложением покаяться и уверовать в Сына Божия. Афоний раскаялся в своём злодеянии. Пётр велел ему обратиться к Пресвятой Деве с молитвой об исцелении. Тогда приложенные обрубки рук приросли на своё место и Афоний, прославляя Богоматерь, присоединился к шествию.

До вечера продолжалось прощание с Богородицей: всем хотелось поцеловать Её Пречистое тело. При погребении совершилось множество чудес: слепые прозревали, больные исцелялись, бесы выходили от прикосновения к одру Богородицы.

Затем апостолы подняли одр, положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход большим камнем. Три дня они не отходили от гроба и молились.

Погребальная пещера, где было положено Пречистое тело, находится в Восточном Иерусалиме в долине Кедрон у западного подножия Елеонской горы рядом с Гефсиманским садом.

Храм над погребальной пещерой Богородицы
Храм над погребальной пещерой Богородицы

Воскресение Богородицы

Среди апостолов, которые погребали тело Пресвятой Богородицы, не было апостола Фомы. Он появился в Иерусалиме в третий день по Успении Богоматери и очень опечалился, что не смог проститься с Нею. И это было промыслительно: апостолы решили дать Фоме возможность проститься с Богородицей и отвалили камень от входа в гробницу. Каково же было их изумление, когда они не нашли там останков Пречистой! Только благоухающая погребальная плащаница лежала на смертном ложе.

Погребальное ложе Пресвятой Богородицы
Погребальное ложе Пресвятой Богородицы (под плитой)

Изумлённые апостолы возвратились вместе в дом и стали молиться, чтобы Господь открыл им, что стало с телом Пресвятой Богородицы. Вечером во время молитвы они услышали ангельское пение и увидели на воздухе Пресвятую Богородицу в окружении ангелов и в сиянии небесной славы. Всем стало ясно, что Господь в третий день воскресил Свою Пречистую Матерь и в теле вознёс Её в райские обители.

В тот день Пречистая Дева утешила апостолов: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницей перед Богом!» В ответ святые апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!«

Радостная весть о воскресении Богоматери достигла Иерусалима, а затем вместе с апостолами разошлась по разным странам. Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пречистую Матерь. Он поставил Её выше всех Небесных Сил.

Традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы

В христианском мире Успение Пресвятой Богородицы принято отмечать как великий праздник, «малую Пасху». Смерть Пречистой прославляется, как Восхождение.

Традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы зародилась примерно в V веке в Византии, а иконография Успения сложилась к концу X века. От Византии Русь сразу же приняла Успение Пресвятой Богородицы как один из главных христианских праздников. Киевский собор, построенный в X веке греческими зодчими по повелению Самой Богородицы, был посвящён Успению. Вслед за ним главным собором Владимирской и Московской Руси стал Успенский Владимирский собор.

С XIV века главный престол Русской Православной Церкви находился в Успенском соборе Московского Кремля. В нём венчали на царство наших государей и много веков находилась главная святыня Московской Руси — Владимирская икона Богоматери.

В православной традиции на фресках и иконах Успения мы видим Матерь Божию на смертном одре в окружении апостолов и ангелов, а Господь, как младенца, держит на руках душу Своей Матери.

Праздник называется «Успение» потому, что Божья Матерь умерла тихо, как уснула, и сон её был недолог, потому что через три дня Господь вознёс Её в теле на Небо.

Христианское отношение к смерти таково: смерть — это не конец нашего существования, а сон, в конце которого будет всеобщее воскресение. Как Сам Христос в третий день воскрес от смертного сна, как Он воскресил Лазаря Четверодневного, дочь Иаира, сына вдовы, так и все умершие будут воскрешены к жизни вечной.

Христиане за каждым богослужением просят у Бога кончины «безболезненной, непостыдной, мирной», в мире с Богом и ближними. Они молятся об избавлении от внезапной смерти, чтобы подготовиться к встрече с Богом. Образ Успения напоминает нам о том, что за порогом жизни нашу душу встречает Христос.

Тропарь праздника

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. 

Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась девою и после смерти своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни (то есть Христа), ты перешла к жизни вечной, и молитвами своими избавляешь от смерти (вечной) души наши.

0