Скоро Рождество Христово!

Среди двунадесятых праздников, отмечаемых Православной церковью, Рождество Христово стоит по значимости на втором месте после Пасхи, ведь в этот день (7 января по новому стилю/ 25 декабря по старому стилю) пришёл в мир Сын Божий — Иисус Христос.

Рождество Христово предсказывали  древние пророки, в частности пророк Исайа, когда незадолго до рождения Иисуса иудеи в очередной раз забыли единого Бога и стали поклоняться языческим истуканам.

В дни перед явлением в мир Спасителя царь Ирод объявил перепись населения, для чего каждый иудей должен был прибыть в город, где он родился. Иосиф — обручник и Дева Мария также пошли записываться в Вифлеем, откуда были родом.

До Вифлеема они добрались не скоро, потому что Мария была беременна. Когда Святое семейство прибыло в город, наступило время родов, однако по причине многолюдства места в гостинице для них не нашлось, и остановиться пришлось в хлеву (вертепе), куда пастухи загоняли скот. Там ночью и совершилось Рождество Христово — Пресвятая Дева и родила Богомладенца, спеленала Его, и положила в ясли — кормушку для скота. Мальчику дали имя Иисус.

О Рождестве Христовом в эту же ночь узнали пастухи, пасшие стадо неподалёку. Пастухам явился ангел, который возвестил им о великой радости: «родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10-12). Вместе с ангелом в небе показалось неисчислимое небесное воинство, воздававшее хвалу Богу. Пастухи оставили стада и отправились в Вифлеем, отыскали Иосифа и Марию, рассказали им о небесном знамении, поклонились Младенцу, восславили Бога и Рождество Христово.

В те же дни в Иерусалим прибыли волхвы (мудрецы), которые расспрашивали о новом иудейском царе, потому что на небе появилась новая яркая звезда. Узнав об этом, царь Ирод пригласил волхвов к себе, чтобы разузнать о месте рождения нового правителя, ведь он не хотел терять свой престол и решил избавиться от соперника. Он поручил волхвам разузнать и доложить ему о местонахождении родившегося царя.

Волхвы отправились вслед за звездой, которая остановилась прямо над местом, где был Младенец. Войдя, волхвы поклонились Младенцу и положили перед ним дары: золото, ладан и смирну. Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и отправились обратно другим путём.

В эту же ночь откровение получил и Иосиф, — ангел возвестил ему взять Младенца и Матерь Его и бежать в Египет, пока не минует опасность, так как Ирод хочет погубить Младенца (Мф. 2).

Дары волхвов

Празднование Рождества Христова. Сочельник

Обычай праздновать Рождество Христово был введён в IV веке в Константинополе, а потом распространился по всему христианскому миру. Праздник предваряется сорокадневным постом и сочельником.

6 января – Рождественский сочельник, который является последним днём Рождественского поста. Сочельник — день строгого поста. В сочельник убирали свое жилище, готовились к Празднику. В этот день полагалось есть специальную святочную еду — сочиво, то есть кашу из зёрен ячменя, пшеницы с добавлением мёда, изюма, мака. Однако главным всегда считалось и считается очищение души и сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50). Для этого христиане и соблюдают пост, чтобы принести покаяние в содеянных грехах и причаститься Святых Христовых Таин.

В сочельник положено пить только воду, а употреблять только святочную еду — кутью (кашу из зёрен пшеницы, ячменя с медом и изюмом). За стол садились после появления на небе первой звезды- в память о звезде Вифлеемской.

В церквах в вечерние часы шла божественная служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечерние молитвы, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Так воспитывалось уважение к обычаям и традициям.

Святки

После Рождества Христова начинаются рождественские Святки, то есть святые дни, когда все «святят», то есть славят, родившегося младенца Христа. Святки продолжаются с 7-го по 17-го января по новому стилю.

Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову. Праздновали его весело, ярко и красиво. После завершения всенощного богослужения христиане шли по домам «разговляться»- отведать праздничные мясные блюда: студень, домашнюю колбасу, гуся с яблоками, бараний бок с кашей и другие. В Рождество принято ходить в гости, дарить друг другу подарки, играть в игры, желать счастья и добра.

Событие Рождества Христова и связанные с ним народные традиции- гулянья, колядки, гадания нашли своё отражение во многих произведениях литературы и искусства.

И.С.Шмелёв в романе «Лето Господне» делится детскими воспоминаниями о празднике:

«В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груша, шептала… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто. Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени…

…Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок — мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тронешь — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних — Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Воссия мирови Свет Разума…».

А вот как картина Рождества Христова гениально передана Борисом Пастернаком в стихотворении «Звезда Рождества» (отрывок):

«Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла…

——————————————————

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества».

Традиции празднования Рождественских Святок передаются из поколения в поколение. У славян во время святок существовал обычай рядиться, гадать, устраивать катания и пляски.

Колядование

Одной из наиболее известных традиций было колядование. Согласно толковому словарю Даля «колядование— обряд хожденья по домам в Рождество и Новый год, с поздравленьем, песнями, со звездою или с житом, для сбора денег и пищи». 

Христославов, колядовальщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, медовыми коврижками. Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, неуважением традиций. В колядовании переплелись языческие и христианские традиции. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, дарующему плодородие и веселье. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием Церкви, которая не признавала Коляду, из колядок были почти полностью вытеснены языческие символы и остались в основном христианские.

Щедрование

Другой обряд — «щедрование» — пение обрядовых песен, прославляющих хозяина, хозяйку и их детей. Название происходит от одноименного праздника — Щедрого вечера, который был накануне Нового года (13 января нового стиля — это 31 декабря по старому стилю).

Вот такие украинские щедровки звучат в замечательной экранизации повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

«Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало —
Дайте ще сала;
Ще того трішки —
Дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
(А) як дасте кишку,
То з’їм в затишку!»

***

«Ой сивая та і зозулечка.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Усі сади та і облітала,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

А в одному та і не бувала.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

А в тім саду три тереми:
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

У першому — красне сонце,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

У другому — ясен місяць,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!»


А в третьому — дрібні зірки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Ясен місяць — пан господар,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Красне сонце — жона його,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Дрібні зірки — його дітки,
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров’я!

Гадание

Ещё одной рождественской традицией было гадание. Конечно, ничего общего с христианством этот магический обряд не имеет, однако всё загадочное и мистическое всегда притягивало людей.

Самым распространённым гаданием у девушек было выйти в Рождество на крыльцо и спросить имя первого проходящего мужчины. Таким и будет имя будущего мужа.

Приведём в пример пушкинскую Татьяну:

«Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон»

(А. С. Пушкин
Роман в стихах «Евгений Онегин» Глава V Строфа IX)

У В.А. Жуковского в балладе «Светлана»

описывается как в Крещенский сочельник (18 января) под вечер девушки собирались погадать о замужестве:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».

Ещё одна рождественская традиция — ставить в доме вертеп — Вифлеемскую пещеру, где родился Спаситель, с куколками внутри и устраивать рождественские кукольные представления. Эта традиция пришла в Россию из Европы в 17 веке во времена царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления.

Такие представления были своего рода Евангелием для неграмотных. С вертепа начинается история кукольного театра на Руси.  

Традиция устанавливать рождественскую ёлку возникла на Руси относительно недавно-  середине 19 века и тоже пришла к нам из Европы.

И в России, и в Европе существовала традиция написания святочных рассказов. Святочные рассказы писали А.Куприн, К.Победоносцев, С.Чёрный, В.Брюсов, Н.Лесков, В.Немирович-Данченко, Д.Мамин-Сибиряк, И.Ильин и многие другие писатели. Так Чарльз Диккенс ежегодно к Рождеству писал новый святочный рассказ. Одним из наиболее известных благодаря замечательному мультфильму является рассказ «Рождественская история».

Тропарь праздника, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе!

Кондак праздника, глас 3

Днесь Дева Пресущественного раждает, и земля  вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас раде ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

 

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *