Лобное место

Лобное место

И вот я впервые на Красной площади! Неужели это то самое место, где произошло столько значительных исторических событий? И что это за странное круглое каменное сооружение напротив Спасской башни? Подхожу ближе, на кладке из серого тёсаного камня небольшая бронзовая табличка, на которой написано: «Памятник архитектуры. Лобное место. Сооружено в 1549 году. Переделано в 1786 году арх. М.Ф. Казаковым. Охраняется государством».

Так это и есть то самое Лобное место? В памяти сразу возникла картина из Третьяковки «Утро стрелецкой казни» русского художника В. И. Сурикова, написанная в 1881 году.

Картина переносит нас в 1698 год, когда стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, сестрой Петра I, был подавлен, а стрельцы казнены. В левой части картины это самое Лобное место, заполненное народом, а около него — телеги со стрельцами, ожидающими казни.

Утро стрелецкой казни

Однако Лобное место не было местом проведения казней, как думают многие. Если казни и проводились на Красной площади, то рядом с Лобным местом строился деревянный эшафот.

Лобное место было главной трибуной столицы. С этой трибуны оглашались церковные указы, сам царь обращался к народу. Раз в год царь отсюда показывал народу своего наследника во избежание подмены его самозванцем, чтобы люди знали своего будущего царя.

С трибуны совершались большие церковные богослужения. На Лобном месте располагали мощи святых угодников и другие святыни для поклонения.

Царь Иван Грозный на Лобном месте покаялся принародно и обещал загладить жестокости своего правления благодеяниями.

Православные люди всегда стремились окружить себя святынями. Московские князья и цари создали в столице подобие Святой земли, Иерусалима. Покровский собор, более известный как Собор Василия Блаженного, символизировал Иерусалим, а Лобное место – Голгофу (от еврейского слова – «лоб», «череп») — место казни Господа нашего Иисуса Христа.

До 1678 года в двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим на Красной площади совершался обряд «Шествие на осляти».

В этот день воспоминается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим верхом на ослёнке, когда народ встречал Христа, как царя, держа в руках пальмовые ветви.

 С Лобного места патриарх раздавал освященные им вербы царю и его приближённым. К подножию Лобного места подводили белого коня, изображающего осла, патриарх садился на него с Евангелием и Крестом, а царь вёл коня.

Сейчас Лобное место утратило своё былое предназначение. Однако, камни его многое помнят и могут рассказать, если прислушаться.

 

 

 

1+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *